Аннотация: в статье раскрываются особенности учебного диалога , как средство повышения учебной мотивации у младших школьников.
Ключевые слова: учебный диалог, мотивация, мотив.
Термин «мотивация» впервые использованный А. Шопенгауэром, – понятие многозначное, оно образовано от слова «мотив», обозначающего в переводе с французского «подвижный, приводящий в движение». Мотив рассматривается некий повод, побудительная причина предпринимаемого действия, соответственно, в русский язык это слово пришло в начале XIX в., позже появились слова «мотивировать», «мотивация».
Понятие «мотивация» — довольно общее и широкое понятие. Подходы к определению понятия «мотивация» предприняты в работах Б.Д. Карвасарского, В.К. Вилюнаса, А.К. Платонова, Е.П. Ильина и др.
Б.Д. Карвасарский определяет мотивацию как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определённом уровне в каждый конкретный момент времени .
Согласно определению Е.П. Ильина, мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс, который в полной мере управляет поведением человека, определяет направленность, активность, организованность, устойчивость, способность посредством деятельности удовлетворять потребности .
Мотивация оказывает влияние на поведение человека, но это влияние изменчиво, изменяемо под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
По мнению В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена многими факторами: потребностями и целями личности, уровнем притязаний, идеалами, внешними (объективными) и внутренними (знаниями, умениями, способностями, характером) условиями деятельности, убеждениям личности, ее направленностью и др.
Говоря о мотивации, необходимо обратиться к понятию «мотив», который является ее основой. Определение мотива принадлежит А.Н. Леонтьеву, П.М. Якобсону, Л.И. Божович, А.Г. Ковалеву, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгину, С.К. Багадировой и др.
По теории мотивации А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейноа, мотивы – это опредмеченные потребности, сущность мотивации исследователи видят как предмет, отвечающий данной потребности [25]. Мотив также рассматривается как некая потребность. Потому часто мотив смешивается с целью (результат сознательной постановки цели) и потребностью (неосознаваемое желание) .
И.А. Зимняя отмечает, что учебная мотивация — это частный вид мотивации, которая непосредственно включена в учебную деятельность.
А.А. Пономаренко, В. Чернобытов подчеркивают, что учебная мотивация имеет системный характер, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамикой. При анализе учебной мотивации необходимо определить доминирующий побудитель (мотив), учесть всю структуру мотивационной сферы человека. А.А. Пономаренко, В. Чернобытов отмечают также, что учебная деятельность является деятельностью полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет разные источники.
Итак, проанализировав определения исследователей, мы сделали вывод, что учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, это мотивы, побуждающие учащихся к осуществлению продуктивной познавательной деятельности и к активному освоению содержания образования.
М.В. Матюхина выделяет три вида учебных мотивов в зависимости от источников учебной мотивации :
1) внутренние мотивы — познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);
- соблюдение социальных норм поведения, общения и деятельности;
- ожидания – характеризуют отношение общества к учению, которое является нормой поведения, принимаемой человеком и позволяющей ему справляться с трудностями учебной деятельности;
- возможности — объективные условия, необходимые для реализации учебной деятельности;
3) личные мотивы — интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы,
4) другие источники, определяющие стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие указанных внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации влияют на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников изменяет систему учебных мотивов, может приводить к их искажению.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Школьная успеваемость — это сумма умений, навыков, знаний школьников, а также желания учиться. Не заинтересованному в обучении школьнику сложно получить знания, формировать умения и применить их на практике, от отношения к учению, зависит умение учиться.
У младших школьников большое значение имеет игровой мотив, динамика развития которого идет по пути – сначала этот мотив развивается в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных. По мнению Н.И. Константиновой, игровой мотив встречается у каждого третьего первоклассника: наряду с книгами и тетрадями дети берут в школу игрушки. По мере взросления игровой мотив снижает значение.
Для младших школьников значим социальный мотив, проявляющийся в понимании социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, постепенно изменяющийся к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя». Социальный
В целом учебная мотивация у младших школьников имеет тенденцию снижения к окончанию начальной школы, также снижается интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами.
Средством повышения учебной мотивации у младших школьников является учебный диалог.
В словарях диалог (от греч. dialogos – «разговор между двумя лицами») определяются, как функциональная разновидность языка, которая реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоит из последовательного чередования реплик, как вид речи, которых характеризуется ситуативностью (зависимость от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленность предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированный характер) .
О.Г. Абрамкина характеризует учебный диалог как своеобразный вид целевой деятельности (в рамках деятельностного подхода по ФГОС НОО), который включен в процесс обучения, обладает структурными компонентами: учебной целью, задачей, соответствующими педагогическим целям обучения, содержанию, субъектам и правилам диалога, которые обеспечивают усвоение предметного содержания учебной дисциплины и нормы социального поведения.
Итак, учебный диалог – это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников к общему для всех познавательному результату.
Учебный диалог предполагает наличие учебной задачи. По мнению Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, учебная задача – это цель, которую необходимо достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Учебная задача реализуется через постановку проблемы и создание проблемной ситуации. В Большой психологической энциклопедии проблема – это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, которые возникли в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».
Проблемная ситуация – это определенное психическое состояние ученика, которое возникает в процессе выполнения задания, помогающего осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия.
Необходимость обязательного использования проблемной ситуации определена тем, что младшие школьники не владеют культурой ведения дискуссий.
Учебный диалог в деятельности младших школьников имеет определенную специфику, которая обусловлена возрастными особенностями детей и спецификой учебной деятельности.
Учебный диалог в начальной школе представлен несколькими ситуациями: «учитель-класс», «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Учебный диалог характеризуется многоплановостью своей направленности, он может длиться бесконечно, т.к. отдельные фрагменты диалога заканчиваются при решении поставленной задачи, но в целом диалог длится на протяжении всего обучения и заканчивается с прекращением общения учителя с учеником. Цели учебного диалога не исчерпываются отдельным фрагментом общения: если для учащихся конкретная задача решена, то для учителя – это усвоение способа решения задач определенного типа, способ развития способностей учащегося, предпосылка развития его личности.
Таким образом, учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения; это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, мотивы, побуждающие учащихся к осуществлению продуктивной познавательной деятельности и к активному освоению содержания образования. Учебная мотивация младших школьников включает мотив интереса, мотив доверия учителю, мотив отметки, познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности, игровой мотив, социальный мотив. Становление учебной мотивации начинается в младшем школьном возрасте.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Издательство «Логос», 2004. — 384 с.
2. Истратов, О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 442 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер. – 2008. – 276 с.