kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебная игра как эффективная технология развития интереса младших школьников к обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная статья раскрывает эффективность игровых методов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебная игра как эффективная технология развития интереса младших школьников к обучению»

Марченко Елена Игоревна,

студентка гр. З-НО-17/1А,

Научный руководитель: Матузова Ирина Григорьевна,

к. пед. н., доцент, и. о. зав. кафедрой

дошкольного и начального образования

Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»


УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии интереса к обучению у младших школьников. Раскрывается эффективность применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников.


Ключевые слова: игра, игровые педагогические технологии, развитие ребенка, игровая деятельность.


Использование игровых технологий возможно на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа новый этап в жизни детей, который связан с переходом из детского сада в школу. В это время перед преподавателем стоит задача сделать так, дабы встреча с незнакомым стала занимательным процессом. Учителю начальных классов практически каждодневно приходится решать такую задачу. Важно заинтересовать и побудить ребёнка. Именно здесь на помощь приходит разнообразие уроков игр. Их использование вместе с традиционными формами, предоставляет возможность учителю увлекать детей и тем самым подготавливает к восприятию объёмного и трудного материала.

К.Д. Ушинский замечал, как важно серьезное занятие сделать для детей увлекательным. Такого же мнения придерживался и А.С. Макаренко. Он считал, что  «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

С данной целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, оживляющими непосредственный интерес учащегося. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, употребление которых в практической работе помогает в успешном достижении целей обучения и воспитания школьников [4, с.229].

Игра - это непринужденная и легкодоступная форма обучения. Обучая с помощью игры, мы обучаем детей так, как им это свойственно в обычной жизни.

Педагогическая игра является продуктивной технологией и интересна тем, что содействует эмоциональному взлёту. Если сформировать урок в форме соревнования, то у любого учащегося возникает желание победить, а для этого нужно приобретать большой объём новых знаний. Таким образом, повышается интерес к познанию нового. После такого урока можно часто услышать от детей фразу: «Давайте ещё поиграем! это может служить обоснованием того, что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации работы учащихся на любой ступени обучения.

Включая в урок игровые упражнения, мы способствуем снятию напряжения и страха у детей, благодаря чему создается положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет разнообразные задания и упражнения преподавателя.

На данном этапе развития школы игровая деятельность используется в различных случаях. Например:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • в качестве всего урока или конкретной его части;

  • для внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя вполне большую группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация педагогических игр:

  1. По виду деятельности: интеллектуальные, трудовые, физические, социальные и психологические;

  2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и др.;

  3. По характеру игровой методики: предметные, ролевые и т. д.

  4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и др.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они способствуют осуществлению ряда функций:

  1. игра, которая организована с учётом специфики материала, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  2. игра мотивирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  3. игра - один из приёмов активизации учеников;

  4. в составе команды каждый ученик чувствует ответственность, заинтересован в победе своей команды и старается, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Значимым фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. При применении поощрений развивается интерес к познавательной деятельности. Со временем увеличивается объем работы на уроке. В связи с этим повышается внимание и работоспособность; в большей степени проявляется стремление к творчеству. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

При организации игр обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребёнка.

Из вышеперечисленного можно отметить положительные качества использования игровых технологий. К ним относятся:

  1. повышение интереса, активизация и развитие мышления;

  2. здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

  3. передача опыта старших поколений младшим;

  4. использование знаний в новой ситуации;

  5. естественная форма труда ребенка;

  6. объединяет коллектив и формирует ответственность.

Но так же мы сталкиваемся и с некоторыми трудностями такого обучения. К ним мы можем отнести:

  1. сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

  2. подготовка требует больших затрат времени;

  3. увлекаясь игрой  можно потерять образовательное содержание;

  4. сложность в оценке учащихся.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.

В ходе изучения теоретического материала и собственного педагогического опыта мы убедились, что если системно, целенаправленно включать игровые технологии в образовательный процесс, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. Таким образом, совершенно очевидно, что игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; способствуют передаче опыта старших поколений младшим; использованию знаний в новой ситуации; являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.


  1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младших школьников / М. К. Апетян // Молодой учёный. – 2014. – №14. – С. 243-244.

  2. Афанасьева Е.В. Игра – способ развития пытливости и любознательности / Е. В. Афанасьева // Начальная школа. – 2004. – №4. – С.23-28.

  3. Кюнкрикова И. В. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО / И. В. Кюнкрикова, А. К. Салчак // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Екатеринбург : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 106-109.

  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.







Ф.И.О. автора

Марченко Елена Игоревна

Группа

З-НО-17/1А

Форма участия

очная

Контактный телефон, e-mail

071-354-29-42

Название секции

Актуальные вопросы и тенденции развития начального образования.

Название статьи (тезисов)

Учебная игра как эффективная технология развития интереса младших школьников к обучению

Ф.И.О. научного руководителя

Матузова Ирина Григорьевна

Должность

И. о. зав. кафедрой дошкольного и начального образования

Ученая степень, звание

кандидат педагогических наук, доцент

Контактный телефон/ e-mail




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марченко Елена Игоревна

Дата: 28.06.2022

Номер свидетельства: 610726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад «Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников»."
    ["seo_title"] => string(94) "dokladighrovyietiekhnologhiivnachalnoishkoliekaksriedstvorazvitiialichnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "282277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453659538"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Психолого-педагогические особенности учебной игры"
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-uchiebnoi-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "297233"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456156638"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства