Просмотр содержимого документа
«Учебная игра как эффективная технология развития интереса младших школьников к обучению»
Марченко Елена Игоревна,
студентка гр. З-НО-17/1А,
Научный руководитель: Матузова Ирина Григорьевна,
к. пед. н., доцент, и. о. зав. кафедрой
дошкольного и начального образования
Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»
УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии интереса к обучению у младших школьников. Раскрывается эффективность применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников.
Ключевые слова: игра, игровые педагогические технологии, развитие ребенка, игровая деятельность.
Использование игровых технологий возможно на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа новый этап в жизни детей, который связан с переходом из детского сада в школу. В это время перед преподавателем стоит задача сделать так, дабы встреча с незнакомым стала занимательным процессом. Учителю начальных классов практически каждодневно приходится решать такую задачу. Важно заинтересовать и побудить ребёнка. Именно здесь на помощь приходит разнообразие уроков игр. Их использование вместе с традиционными формами, предоставляет возможность учителю увлекать детей и тем самым подготавливает к восприятию объёмного и трудного материала.
К.Д. Ушинский замечал, как важно серьезное занятие сделать для детей увлекательным. Такого же мнения придерживался и А.С. Макаренко. Он считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
С данной целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, оживляющими непосредственный интерес учащегося. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, употребление которых в практической работе помогает в успешном достижении целей обучения и воспитания школьников [4, с.229].
Игра - это непринужденная и легкодоступная форма обучения. Обучая с помощью игры, мы обучаем детей так, как им это свойственно в обычной жизни.
Педагогическая игра является продуктивной технологией и интересна тем, что содействует эмоциональному взлёту. Если сформировать урок в форме соревнования, то у любого учащегося возникает желание победить, а для этого нужно приобретать большой объём новых знаний. Таким образом, повышается интерес к познанию нового. После такого урока можно часто услышать от детей фразу: «Давайте ещё поиграем! это может служить обоснованием того, что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации работы учащихся на любой ступени обучения.
Включая в урок игровые упражнения, мы способствуем снятию напряжения и страха у детей, благодаря чему создается положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет разнообразные задания и упражнения преподавателя.
На данном этапе развития школы игровая деятельность используется в различных случаях. Например:
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве всего урока или конкретной его части;
для внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя вполне большую группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификация педагогических игр:
По виду деятельности: интеллектуальные, трудовые, физические, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые и т. д.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и др.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они способствуют осуществлению ряда функций:
игра, которая организована с учётом специфики материала, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра мотивирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра - один из приёмов активизации учеников;
в составе команды каждый ученик чувствует ответственность, заинтересован в победе своей команды и старается, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Значимым фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. При применении поощрений развивается интерес к познавательной деятельности. Со временем увеличивается объем работы на уроке. В связи с этим повышается внимание и работоспособность; в большей степени проявляется стремление к творчеству. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.
Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
При организации игр обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребёнка.
Из вышеперечисленного можно отметить положительные качества использования игровых технологий. К ним относятся:
повышение интереса, активизация и развитие мышления;
здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
передача опыта старших поколений младшим;
использование знаний в новой ситуации;
естественная форма труда ребенка;
объединяет коллектив и формирует ответственность.
Но так же мы сталкиваемся и с некоторыми трудностями такого обучения. К ним мы можем отнести:
сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
подготовка требует больших затрат времени;
увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
сложность в оценке учащихся.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.
В ходе изучения теоретического материала и собственного педагогического опыта мы убедились, что если системно, целенаправленно включать игровые технологии в образовательный процесс, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. Таким образом, совершенно очевидно, что игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; способствуют передаче опыта старших поколений младшим; использованию знаний в новой ситуации; являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младших школьников / М. К. Апетян // Молодой учёный. – 2014. – №14. – С. 243-244.
Афанасьева Е.В. Игра – способ развития пытливости и любознательности / Е. В. Афанасьева // Начальная школа. – 2004. – №4. – С.23-28.
Кюнкрикова И. В. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО / И. В. Кюнкрикова, А. К. Салчак // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Екатеринбург : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 106-109.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.
Ф.И.О. автора
Марченко Елена Игоревна
Группа
З-НО-17/1А
Форма участия
очная
Контактный телефон, e-mail
071-354-29-42
Название секции
Актуальные вопросы и тенденции развития начального образования.
Название статьи (тезисов)
Учебная игра как эффективная технология развития интереса младших школьников к обучению
Ф.И.О. научного руководителя
Матузова Ирина Григорьевна
Должность
И. о. зав. кафедрой дошкольного и начального образования