Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
Доклад. Как раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Использование художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке. Разнообразие заданий даёт детям возможность самовыражения, стимулирует способности ребёнка к созданию новых образов, сюжетов, обнаруживать и устанавливать связи, которые не лежат на поверхности.
Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные - олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведётся систематически. Внеклассная работа позволяет сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.
Учебный материал для наблюдения, различные упражнения для закрепления должны содержать, как правило, проблемную задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Творческие задания
для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
Учитель начальных классов:
Кузьмина Елена Григорьевна
Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, то есть готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно – появление в мире каждой человеческой индивидуальности уже есть появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности – это и есть творческий акт. Наша задача – помочь реализовать эту уникальную индивидуальность таким способом, который не препятствует самовыражению других уникальных индивидуальностей.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому всегда можно найти что-то увлекательное, что пробуждает у детей интерес к урокам русского языка.
Каждый учитель может выбрать для своих учеников те задания, которые будут особенно интересны для детей именно вашего класса. А задания разного уровня сложности помогут привлечь школьников с самыми разными способностями. В результате проделанной работы ребёнок станет более смекалистым и уверенным в своих знаниях, но и отношения между учеником
и учителем станут более тёплыми и доверительными.
Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные – олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведётся систематически. Внеклассная работа позволяет сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.
Учебный материал для наблюдения, различные упражнения для закрепления должны содержать, как правило, проблемную задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий.
Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для успешности решения данной задачи необходим огромный труд учителя, перед которым постоянно встаёт вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе?
В проведении таких уроков необходимо устанавливать связь с другими предметами, должна быть творческая работа детей. Использование художественного творчества детей – залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Разнообразие заданий даёт детям возможность самовыражения, стимулирует способности ребёнка к созданию новых образов, сюжетов, обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности. Ребёнок учится сравнивать и находить оптимальные языковые средства для этого. Чем сравнение неожиданнее, тем оно интереснее. Учителю же это даёт возможность формировать у детей логичную и одновременно образную речь, учить его последовательно «вести» свою мысль, не забывая об эмоциональных средствах языка.
При написании сочинений у многих детей возникают трудности. И перед учителем стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. А в старших классах им ещё труднее даётся такая работа. Чтобы детям была интересна такая работа, надо давать такие темы, которые будут им интересны.
Данную работу можно начать формировать с введения в свою работу творческого диктанта. Отличие его от других видов диктанта (обучающий, предупредительный, объяснительный) заключается в том, что, используя данные слова и словосочетания, дети сами создают текст.
Творческие диктанты способствуют развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря. Творческие диктанты можно постепенно усложнять.
Сначала это могут быть отдельные слова для составления предложений.
Например.
-Задание: из данных слов составить предложения.
Класс, парты, дежурный, тетрадь.
Солнце, река, вода, льдины.
Затем даются незаконченные предложения или опорные слова для составления предложений, объединённых общим сюжетом.
Например.
-Задание: составить и записать 2 – 3 предложения на следующие темы, используя опорные слова.
При проверке данных работ учитывается правильность построения предложений, их последовательность.
Свободный диктант. Учитель читает текст по логически законченным частям, выделяя основную мысль каждой части. Дети пересказывают текст . Затем учитель вновь читает текст по логически законченным частям (по 3 – 5 предложений). Учащиеся записывают их. При проверке не надо добиваться дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний.
Данный вид текста способствует развитию письменной речи, грамотному письму. Детям предоставляется возможность самостоятельно составлять предложения. Текст, предлагаемый детям, должен быть интересным и понятным, с легко запоминающимся сюжетом.
Например.
Встреча.
Я шёл на охоту. Глухо было в лесу. Высокие сосны и кедры окружали меня. На просеке я увидел мальчика. За плечами у него висело ружьё и сумка.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Мать посылала его при школе жить. Он отказался.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика. Он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
(По Р. Фраерману)
При обсуждении и оценке детских работ важно сохранить корректность и доброжелательность.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому очень важно воспитывать духовно-богатую личность, уделяя особое внимание эстетическому воспитанию детей, в частности, воспитанию эстетического вкуса у всех детей и выявлению тех из них, кто хочет заниматься творчеством и имеет к этому склонности от природы.
Так, на уроках чтения (обучения грамоте в 1 классе) при организации творческой деятельности большой интерес у детей вызывали простые случаи литературной игры буриме (на заданные рифмы придумать продолжение текста; к данным стихотворным строчкам придумать в рифму продолжение).
Например:
Жу – жу – жу – … (я на солнышке лежу),
Жу – жу – жу – … (я на солнышко гляжу).
Ву – ву – ву – … (роняет лес свою листву).
Та – та – та – … (открывайте ворота!)
Ты – ты – ты – … (мы сорвём цветы),
Ты – ты – ты – … (и не будет красоты!)
Очень интересно проходит и такой вид игры: подобрать пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения.
Например:
- Задание: дописать (досказать) подходящие по смыслу слова.
1) В свежем воздухе сверкает 2) Шла ____ вдоль тропинки
Первый чистенький ______. И несла ____ в корзинке:
И румянит детям ________ ____опят и ____ лисичек
Лёгкий зимний __________. Для лисят и для лисичек.
(И. Михайлов) (И. Мазнин)
Слова для справок: щёки, снежок, холодок; пять, грибы, лисица.
- Задание: вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.
_____ ветры в феврале, Ледоход: лёд _____.
_____ в трубах громко. Вышел на берег народ,
Змейкой _____ по земле _____, как река _____,
Лёгкая позёмка. Лёд в кусочки _____.
(С. Маршак) (Нар. потешка)
Слова для справок: мчится, воют, дуют; разбивает, идёт, играет, смотрит.
-Задание: расположить строчки так, чтобы получилось стихотворение.
Много мам на белом свете, Много мам на белом свете,
Всех дороже мне она. Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, Только мама есть одна,
Всей душой их любят дети. Всех дороже мне она.
(В. Руссу)
От цветов на полях От цветов на полях
На траве серебром. Льётся запах кругом,
Льётся запах кругом, И сияет роса
И сияет роса На траве серебром.
(И. Суриков)
Примеры видов игр со словами, используемых в 1 – ом классе в период обучения грамоте:
1) Доскажите словечко
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Потому что он … (артист).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (арбуз).
Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль).
2) Сочиним сказку.
Зайка.
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук а. Отгадайте, кто это мог быть?..
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук а. Как вы думаете, что это за овощи?(Капуста, репа, картофель…)
Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка …) Зайчатки были рады!
3) Отгадайте слово.
Один из учеников выходит за дверь, а учитель называет слово с определённым звуком. Дети в классе составляют с ним предложения.
Затем ученик входит в класс и просит детей назвать предложения, внимательно их выслушивает, находит в них общее слово и таким образом отгадывает, с каким словом дети придумывали предложения.
4) Наборщик.
Вот из слова гастроном
Вышел важный астроном,
Вышел маг и вышел гном,
А за ним и агроном…
– Из букв данного слова составить другие слова.
5) Буква потерялась.
Кук . а, сто . , сту . , усну . , ос . ик, А . ик, . ампа.
6) Слоговой аукцион.
– Придумайте слова со слогами, например:
Фи (филин) ми (миска) ти (тишина)
си (сила) ги (гири) ни (нити)
7) Кто больше придумает слов?
Тема: Новая квартира.
– Ребята, мы отправляемся с вами в магазин, чтобы купить вещи для квартиры. В названии вещей должны быть звуки р, рۥ.
Проведение подобных литературных игр стимулирует детей на создание собственных стихотворений, которые могут составить содержание рукописного сборника. Главная задача «рукописных книг» на начальном этапе – это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение поэтических разборов и обсуждений.
Так, например, в 1 классе ученица Цедрик Полина придумала свою «Весёлую Азбуку».
Я – Букварь, мои друзья,
Приглашаю вас всех я,
В путешествие по мне,
В плоть по Буквенной стране!
Буква А – акробат, Буква Б – магазин.
Он нам всем очень рад. А звонок звенит: «Дзинь!»
С ног на голову… Ура! Пустота, а дверь открыта –
Браво, браво, буква А! В магазине же закрыто!
Буква В – это очки, Г кочерги выбрала место,
Её носят старички. Но без неё жевали б мы тесто,
Буква В видит всё: Вот какая она,
Даже в «крошке» – колесо! Буква Г – кочерга!
Буква Д – человечек, Буквой Е любят все
У него полно словечек. Расчёсывать волосики,
Дуб, дубрава, дорогой, А не то они потом
Дом, домишко, домовой! Скрутятся в колёсики.
Буква Е под град попала, Жук дорожный знак издал:
Ой, ужасно, всё пропало! Не топите нас! Хе-Хе!
«Бум-бум-бум-бум-бум!» А картинка убежала
И всё! Перед нами буква Ё! Получилась буква Ж!
Буква В была подушкой, Хотел нарисовать я П,
Я спала…Вдруг: З-з-з-з!.. А получилась И,
Всю подушку изорвали, Потому что мостик
Получилась буква З! Упал с высоты!
Бабушкина Настя к празднику «Последнего звонка» в конце 1 – го класса придумала такую частушку:
На звонок последний школьный
Мы сегодня к вам пришли …
И подарок огроменный вам с собою принесли,
А подарок – это мы!
А в начале 2 – го класса – такое стихотворение:
Приходите к нам овечки.
Мы расчешем Вам колечки!
– Ме-е-е! – сказали все овечки!
Постригите нам колечки!
Из колечек сделать можно шапки,
шарфики,
пальто.
Не замёрзнет в них никто!
Такие стихи получились у Долговой Екатерины.
Товарищи.
Учебник, ручка и тетрадь –
Товарищ лучший мне опять.
Вот ручку я беру,
Тетрадку открываю,
В учебник загляну
И что-то новое узнаю.
Ранняя зима.
Вот и снежная зима вчера настала –
Так рано её мы совсем не ждали.
Велосипеды и мячи мы в углу оставили.
Бабу снежную вдвоём весь день катали.
Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Этот вид работы предполагает преимущественное использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла математических терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов. Очень важно, чтобы сочинения на уроках математики имели математическое содержание. Это могут быть сочинения – описания, сочинения – рассказы, сочинения – сказки, сочинения – загадки.
Например, «Выбранное число»(например, 8).
В натуральном ряду есть число 8. Это число чётное. У него есть соседи. Слева сосед 7, а справа – 9. Соседи числа – чётные. Если цифру 8 перевернуть, то ничего не изменится, а если написать её горизонтально – она будет обозначать бесконечность, Число 8 можно складывать с другими числами, сравнивать, вычитать, умножать и делить.
В сочинениях учащиеся могут отражать и эмоциональное восприятие объекта. Например, о признаках круга и треугольника Петрова Настя пишет так:
Круг – это такая геометрическая фигура, у которой нет углов. Круг такой красивый, ровненький. Он похож на солнышко. Ещё круг добрый. А вот треугольник имеет три угла. Он может уколоть своими углами. Он холодный и злой. Я больше люблю круг.
Сочинение – загадка.
1) Это самое замечательное число из всех чисел. Сколько его ни прибавляй и ни отнимай, а сумма и разность не изменяется. Это число запрещено в делении. В жизни это число называют такими словами: ничего, пусто.
2) Это число однозначное. Мне оно нравится. Если его умножить на 5, то получится 45. Его нет в числах недели, оно больше 7 и меньше 10. Сейчас мне столько лет. Через столько же лет мне будет 18.
Сочинение на уроках математики – непривычная, но интересная форма работы. Основной целью этой работы является обращение к сущности математических понятий, закрепление и обобщение смысла математических терминов и символов. Такая работа способствует развитию положительных эмоций в обучении математике.
Проблемы обучения способных детей в условиях целого класса – это та же проблема индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы.
Индивидуальные особенности каждого одарённого ребёнка – это не только его особенности, но, возможно, и источник его одарённости. А индивидуализация обучения такого ребёнка – это не только способ его развития, но и основа его сохранения в статусе «способный, одарённый».
Очень важно, чтобы подобные формы развития творческих способностей находили продолжение в среднем звене школы. Ведь любое творчество стимулирует нестандартность мышления.
Даже если некоторые из ребят, перейдя в среднее звено, перестали писать стихи, но такие дети становятся любознательными, учатся с желанием и удовольствием. Это доказывает, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем.
Список использованной литературы.
1. Яковлева Е.Л. «Развитие творческой одарённости у младших школьников». – Журнал «Начальная школа», 2000 г., №3.
2. Чеховская Т.И. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальный период обучения». – Журнал «Начальная школа плюс до и после», 2005 г., №11.
3. Ерёмушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
4. Белошистая А.В. «Развитие математических способностей школьника как методическая проблема». – Журнал «Начальная школа», 2003 г., №1.
5. Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». – Москва, «Просвещение», 1971 г.
6. Серия «Я иду на урок в начальную школу».
1) Внеклассная работа. Школьные олимпиады и интеллектуальные игры. – Москва, 2003 г.
2) Развитие речи. – Москва, «Первое сентября», 2004 г.
7. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «Диктанты и творческие работы», русский язык, 1 класс (2, 3, 4 классы). – Москва, «Дрофа», 2002 г.