Творческая разработка Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Творческая разработка Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего познавательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. В данной разработке даются педагогические условия и средства активизации познавательной деятельности младших школьников, признаки познавательной активности и средства её активизации. Влияние нетрадиционных уроков на активизацию познавательной деятельности школьников и виды занимательного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Творческая разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности
младших школьников на уроках русского языка.
Выполнила: Киселёва И.А.
Новокузнецк, 2014
Содержание.
Введение………………………………………… ……………………………... …3
Глава I. Педагогические условия и средства активизации познавательной
деятельности младших школьников.
Признаки познавательной активности младших школьников…………….4
1.2. Педагогические условия и средства активизации познавательной
деятельности младших школьников………………………..…………………6
1.3. Влияние нетрадиционных уроков на активизацию познавательной
деятельности младших школьников ……………………..………………….12
1.4. Занимательный материал как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников ………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..17
Литература….………………………………………………………………………..18
Введение.
Каждый учитель является частью огромной системы российского образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой системе.
Основные принципы образовательной политики России определяются Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского образования.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает:
- ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей;
- формирование опыта самостоятельной деятельности;
Базовыми целями начального образованияв условиях модернизации являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Начальное общее образование - первая ступень общего образования.
Задача начальной ступени- развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.
Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего познавательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательную активность, познавательные интересы и способности. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
В чем же состоит эта активность? Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
Но одного определения недостаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной возрастной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. В этом как показало изучение опыта, многие учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учебу детей за высокий уровень их познавательной активности, что не всегда отвечает действительности (успеваемость лишь один из признаков познавательной активности, но не единственный). Бывает так, что младший школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности не высок. Все зависит от того, какие внутренние мотивы побуждают его к познанию (стремление узнать что-то новое, интерес к чему-то).
Внешняя активность младшего школьника на уроке (вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т. д.) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать, что для поведения детей этого возраста характерна подвижность, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением.
''Каковы же подлинные признаки познавательной активности младших школьников? Таковыми являются:
а) отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);
б) качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);
в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);
г) отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность).
Изучение особенностей познавательной активности младших школьников позволяет условно разделить их по уровню развития этого качества на три группы.
К первой группе относятся хорошо успевающие дети. Учение их увлекает, потому что в процессе его постоянно совершенствуются знания. Они хорошо владеют учебным материалом в пределах программы, а зачастую и сверх ее, интересуются сущностью того или иного события, явления. В своих ответах эти дети обнаруживают глубокие знания, способность уточнить, дополнить ответы товарищей. Для таких школьников характерна творческая активность. В процессе познания они сосредоточенны, внимательны, знакомство с новым вызывает у них оживление, удовлетворение, радость, что проявляется во внешней активности. Эти дети увлекаются чтением, слушают радио и смотрят телепередачи, участвуют в кружках, занимаются художественным творчеством систематически и с определенной целью.
Дети, относящиеся ко второй группе, также хорошо успевают. Они с интересом ходят в школу, хорошо усваивают учебный материал, предусмотренный программой, часто задают вопросы для выяснения того или иного факта, но глубина их интересует не всегда. Знакомство с новым вызывает у них оживление, поэтому внешняя активность в основном высокая. Читают такие дети эпизодически, участвуют в работе кружков, в художественном творчестве, но не целенаправленно. Не проявляют они особых усилий, если теряют интерес к избранному виду деятельности.
Дети третьей группы учатся, как правило, по принуждению. У младших школьников этой группы знания несистематические, ответы могут быть хорошими, посредственными и неудовлетворительными. Все новое их мало интересует и увлекает, поэтому вопросы они задают редко, стараясь выполнять задания по готовому образцу. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Для таких школьников характерна неустойчивость внимания. Они мало читают, без особого желания занимаются художественным творчеством или посещают занятия в кружках. Свободная познавательная деятельность этих детей нецеленаправленна.
1.2. Педагогические условия и средства активизации познавательной
деятельности младших школьников.
Известно, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Каким же образом активизировать учение младших школьников?
Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения. Рассмотрим, как реализовать каждое из названных средств в практике работы учителя.
Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем встает задача — заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создания стимулов учения. Так, например, при изучении темы «Ударение» важно показать детям, что знать этот материал необходимо для того, чтобы правильно произносить слова, безошибочно писать в них безударные и ударные орфограммы.
Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. На уроке целесообразно использовать ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может заинтересовать, увлечь учащихся.
Установление межпредметной и внутрипредметной связи обогащает содержание учебного материала, позволяет детям убедиться в нужности ранее полученных знаний, активизирует процесс их учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательных задач с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Например, с целью активизации познания детей в процессе художественной деятельности на уроке изобразительного искусства в III классе по теме «Окно и пейзаж за окном» можно привлечь знания из природоведения (вспомнить из экскурсии вид деревьев, оттенки окраски листьев), из математики (сравнить форму листьев с геометрическими фигурами) и т. п.
Наряду с содержанием учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным из них ученые относят методы проблемного обучения и самостоятельную работу.
В проблемном обучении выделяются такие методы, как
1. Проблемное изложение знаний. Учитель ставит проблему, показывает процесс ее решения, т. е. «рассуждает вслух»,
2. Эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов, выполнения практических заданий включает детей в процесс поиска.
3. Исследовательский метод обучения. Применение этого метода возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности.
На начальной ступени обучения наиболее распространены первые два метода. проблемного обучения: проблемное изложение знаний учителем, привлечение учеников к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
Сутью проблемного обучения является проблема, т. е. такая познавательная задача, результат и способы решения которой ученикам не известны, но у них имеются необходимые знания для того, чтобы решить ее.
Познавательные задачи целесообразно ставить на всех уроках. Для этого учителю следует шире использовать методический аппарат учебников, не упускать из виду вопросы, направленные на выработку умения рассуждать, сравнивать, оценивать, сопоставлять.
Тем не менее, как отмечает один из ведущих исследователей в данной области И. Я- Лернер, проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения..
Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников играет и самостоятельная работа как метод обучения. В процессе самостоятельного поиска активно работает мышление, поэтому усвоенные знания осмысленны, прочны.
Самостоятельная работа в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.Это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
Самостоятельные работы различаются по дидактическим целям (направлены на подготовку учащихся к восприятию нового материала, на закрепление усвоенных знаний и т. п.), по материалу, над которым работает ученик (учащиеся считают, измеряют и др.), по способу организации (фронтальная, индивидуальная, групповая). Независимо от вида самостоятельная работа является действенным методом активизации учения детей при условии, если она соответствует дидактическим целям урока, если задания посильны учащимся и даются в определенной системе, с постепенным нарастанием трудности. Содержание самостоятельной работы должно носить творческий характер, предусматривать задания индивидуального характера.
Результаты самостоятельной работы во многом зависят от того, насколько учащиеся осознают ее цель и стремятся к достижению цели, обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками для ее выполнения. Важно также, чтобы учитель подводил итоги самостоятельной деятельности учащихся, отмечая успехи и слабые стороны в ней.
Одним из ведущих методов обучения у детей младшего школьного возраста является игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, делает учебный процесс интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию им окружающего мира. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, решать различные задачи.
Интересно, что многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечивает участие в игре учащихся с различным уровнем знаний.
Мы часто слышим о перегрузках в школе у малышей – первоклассников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.
На уроках можно использовать игры: «Путешествия в лес», «Поездки за город», «Космические путешествия». В пути делаются остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания и чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.
Во время путешествий ставятся, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, творческого воображения и смекалки.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.
В первом классе практически каждый день происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них названия предметов.
В процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники не могут продолжительное время заниматься одним видом деятельности, как правило, в середине урока у них падает активность, угасают интерес к уроку, ребята быстро утомляются, начинают отвлекаться, поэтому стараюсь организовать работу так, чтобы процесс обучения проходил интересно, в доступной форме и без перегрузок.
В своей работе использую занимательный материал, игровые моменты. При работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями на тренировочно-закрепительном этапе используют различные игровые моменты типа «Подскажи словечко», например:
На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать,
Где –оро- надо написать.
Также шуточные вопросы и загадки.
В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога и др.
В каких словах ель «растет»?
Понедельник, учитель и др.
При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Эту игру можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Игра даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», «желтые» - это «хозяева».
«Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя».
Карточка с заданием.
Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово
Отметка, которую ставит «хозяин».
Ф.И. «хозяина».
Ф.И. гостя
п..езда –
г…лубок –
л…сной -
Васянин Алёш
Гунбин Ваня
Захарова Ира
Детям такая игра очень нравится, т.к. кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.
Эту игру можно провести по любым темам: «Безударные гласные, проверяемые ударением, «Непроизносимые согласные», «Склонение имен существительных» и т.д.
С большим интересом на уроках русского языка ученики играют в дидактическую игру «Подбери рифму». Эта игра занимает 5-6 минут.
Цель игры: развивать творческое воображение, речь учащихся, расширять их кругозор. Для игры нами были приготовлены карточки со словами, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. На начальном этапе дети подбирали по одному слову в рифму: клинок-рожок. Когда ребята уже хорошо умеют справляться с этим заданием, можно перейти ко второму этапу. Дети должны составить стишок на заданную тему. В процессе работы появились такие стишки:
***
Вот они какие –
Тюльпаны озорные!
Им весело живётся,
А мне уж как придётся.
(Данил К.)
***
На санках и на лыжах
Люблю кататься я.
И всё это придумала
Красавица зима.
(Ира З.)
Играют в эту игру ученики с увлечением, ощущая себя маленькими поэтами. У ребят появляется гордость за свои маленькие победы, за своё мастерство. Не говоря уже о том, что у большинства учащихся появляется желание узнать как можно больше слов, выражений, которые помогут им высказать мысли о любви к природе, Родине, близкому человеку.
На уроке русского языка в 3 классе по теме «Глагол» можно провести деловую игру. Каждому ученику раздаются визитки:
Отдел информации Отдел новостей Отдел писем
На столах стоят таблички с названием отделов, плакаты-рубрики для газеты «Глагол»:
Что обозначает
Школьникам, изучающим части речи
Как изменяется
Признаки
Вопросы
Ребята работают по рубрикам. Использую разные виды заданий:
-заменить фразеологизмы глаголами (совать нос, распускать руки и др.);
-подчеркните правильный ответ. В этом задании используется тест.
Сколько спряжений у глагола?
а) Одно.
б) Три.
в) Два.
Отдел новостей знакомит с новым понятием спряжение.
Отдел писем предлагает ответить на письма читателей. Читатели задают вопросы о глаголе. Ребята отвечают, используя пословицы, поговорки.
Отдел информации предлагает делать выводы, сравнивать, анализировать.
Задание: что общего в глаголах?
Р-совал, г-стил, св-рил, и т.д.
Распределите глаголы по орфограммам в корне.
В конце деловой игры подводятся итоги.
Такие уроки позволяют развивать познавательные способности у учащихся, формировать интерес к учебным предметам. У школьников появляется желание быть участниками такой деловой игры.
1.3.Влияние нетрадиционных уроков на активизацию познавательной
деятельности младших школьников.
Урок – импровизация учителя. Нетрадиционный урок в большей мере импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную, неустановленную структуру.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Приведу ниже некоторые из них:
уроки соревнования;
уроки фантазирования;
уроки – деловые игры;
урок – турнир;
урок - диспут
уроки – консультации;
уроки типа КВН;
компьютерные уроки;
уроки – творчества;
уроки – зачеты;
уроки – сомнения;
уроки – творческие отчеты;
уроки – конкурсы;
интегральные уроки;
уроки – концерты;
уроки – сказки;
уроки – путешествия;
аукцион знаний;
Смысл нетрадиционных уроков заключается в следующем:
а) в повышении познавательной активности, интереса к учебным занятиям;
б) в развитии инициативы, творческого потенциала личности ученика;
в) создание установки на творческую деятельность, на постоянный поиск;
г) в создании условий для формирования таких качеств характера как воля, трудолюбие, доброжелательность, взаимовыручка, умение управлять своим эмоциональным состоянием и т.п.
Нетрадиционный урок – это сложная и многогранная форма обучения, которая способствует не только усвоению учебных ЗУНов, но и побуждает ученика к активной познавательной деятельности, способствует формированию познавательных интересов, развивает такие психические процессы как мышление, произвольное внимание, творчество и т.д. Основные составляющие элементы необычного урока - неординарность в форме проведения, занимательность, обилие наглядного материала, проблемность, активный поиск путей решения учебных задач.
Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной работы. Приведём примеры нетрадиционных уроков.
Обобщающий урок по теме « Глагол» (3 класс) форма сказка- путешествие.
Ребятам даётся целевая установка. Урок начинается с прослушивания грамзаписи. Ребятам показывается модель парусника, на котором они будут путешествовать. Тему урока ребята определяют, разгадав кроссворд, в котором используются словарные слова. Путешествуя, ученики делают остановку у пристани «Всезнайка», где вспоминают, что такое глагол и его признаки. Затем следуют пристани «Сказочная», «Словознайка», «Шуточная», «Думай-ка», «Угадай-ка», «Здоровье», «Чистописание» и «Итоговая». На каждой пристани ждут интересные задания в занимательной форме. Ребята вспоминают, как определить время, лицо, число глагола. Использую кроссворды, ребусы, опорные схемы, отрывки из произведения А.С. Пушкина.
Учащиеся на таком уроке работают плодотворно, с увлечением, внимание их не ослабевает до конца урока.
Урок сказка.Этот урок проводится по теме «Правописание глаголов с частицей не».
Начинается урок со стихотворения. Сразу перед ребятами становится проблема. Чтобы её разрешить ребята составляют текст-рассуждение.
На уроке в гости к школьникам приходит их любимый герой Незнайка. Дети с увлечением исправляют его ошибки, при составлении предложения. Затем появляется Гном. Выполняя различные задания, учащихся самостоятельно делают выводы, доказывая их. На уроке используется игра «Добавь слово», пословицы. Встречи с героями продолжаются. Идет работа над развитием речи учащихся. Дети работают и самостоятельно, и коллективно. Урок имеет ещё и большое воспитательное значение, т.к. в процессе игры ребята вспоминают правила дорожного движения.
На уроке русского языка во 2 классе по теме: «Упражнения в распознавании частей речи и их употребление в предложении» можно провести урок-игру «Что? Где? Когда?». Детям сообщается, что за игрой будет наблюдать умнейшая Сова. За правильные ответы Сова будет вручать ордена «Умнейшей Совы». Игра начинается с разминки, на которой используются карточки со словами.
Пример карточки. Имя существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, окончание, глагол, предлог и т.д.
Учащиеся делят слова на группы и обосновывают правильность выбора решения.
После разминки следуют раунды со знатоками. В них со знатоками играют жители Кемерово. Они дают ребятам различные задания: вставьте и объясните орфограммы, объясните лексическое значение слова (фонтан, шпалеры, реставрировать), запишите слова антонимы (злость-…, жестокость-…, вражда-… и др.).
Ребята в процессе игры определяют части речи, разбирают слова по составу речи. Как и в настоящей игре «Что? Где? Когда?» вносится чёрный ящик, содержимое которого дети должны отгадать по прилагательным прочный, тяжёлый, упругий, зернистый (гранит).
На уроке-игре звучит музыка, стихи, ребята много узнают о нашем городе Новокузнецке. В конце проводится итог, где звучат стихи о частях речи.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
называешь ты. и др.
Такой урок активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор.
Для детей это настоящий праздник; они были не просто ученики, а знатоки русского языка.По нашим наблюдениям, задания, которые получает ученик на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска действующей на них вдохновляюще.
1.4. Занимательный материал как средство активизации познавательной деятельностимладших школьников.
Одним из важных педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников является использование в процессе обучения разнообразного занимательного материала. Опишем некоторые из них.
Создание игровых ситуаций способствует формированию познавательных интересов в процессе обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка необходима ребёнку, т.к. учит его познанию окружающего мира.
На уроках русского языка при изучении различных орфограмм загадки помогают разнообразить работу, «сухой» материал преподнести в занимательной форме.
Изучая тему «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч.» на различных этапах урока можно использовать такие загадки:
Сами крошки,
Боятся кошки;
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Мыши)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка) и т. д.
При разгадывании загадок:
1.)формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
5.)дети приучаются к чёткой логике, рассуждению, доказательству.
Из загадок легко составить кроссворды, сканворды, чайнворды которые являются также средством повышения познавательных интересов.
Кроссворд – это игра-задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Особенность кроссворда в том, что слова пересекаются в одной и той же букве.
Чайнворд – имеет много общего с кроссвордом. Разница в том, что в чайнворде слова не пересекаются, а следуют одно за другим.
В «криптограмме» каждая буква зашифрованного текста соответствует определённой цифре. Буквы каждого ключевого слова надо вписать в клеточки рисунка соответственно с цифрами, затем из отгаданных слов составить слова или предложения.
Ребус требует соблюдения определённых правил и приёмов решения, с которыми ознакомили ребят.
Шарады – слова-загадки, в которых, несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Например:
Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
(За-дача)
Младшие школьники с большим интересом и удовольствием разгадывают предложенные нами на уроках кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды. Урок оживляется, расширяется кругозор детей, обогащается их речь.
Заключение.
Итак, подведем итоги.
Данная работа была подчинена одной цели – выявить педагогические условия и средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Активизация познавательной деятельности осуществляется через использование дидактических игр, нетрадиционных уроков и занимательного материала.
Дидактическая игра и нетрадиционный урок является ценным средством воспитания умственной активности детей, активируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания.
Нетрадиционный урок и игра помогают заинтересовать учащихся, помогают преодолеть трудности, создают продолжительную мотивацию на уроке, повышают интерес к предмету.
Использование занимательного материала на уроках русского языка активизирует познавательную деятельность учащихся. Они стремятся самостоятельно подойти к определенному выводу, заключению. Практика убеждает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься.
Идея, определяющая новые подходы к преподаванию (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный), -гуманизация образования и, в первую очередь, развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Не только развивать детей, а создать условия для их развития, помогать им в саморазвитии - этот принцип должен стать основополагающим в деятельности каждого учителя. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как и при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы можем говорить об успехе.
Библиография.
Амоношвили Ш.А. В школу с шести лет.-М:Педагогика, 1986.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. «Учебные записки ЛГУ.Психология,1959.»
Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.
Аристова Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.
Архипенко В. Игра в учебной деятельности младших школьников.//Начальная школа. – 1989, №4, - с.8-11.
Бабанский Ю.К. Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1983.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение – 36с.
Вапнер Н.Ф. Использование дидактической игры на уроках. //Начальная школа. – 1991, №3, - с. 21-24.
Востокова Е.В. Сектор «Приз!» Дидактические игры. //Начальная школа. – 1997, №6, - с. 31-33.
Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
Кирчинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. //Начальная школа. – 1992, №11-12, -с.13.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов на –Дону: Т.Ц. Учитель, 2001.
Маркина В.Б. Нестандартные формы уроков. //Начальная школа. – 1997, №5, с.16-19.
Махмутова М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1997.-158с.
Петрова А.И. Использование игр в Учебном процессе. //Начальная школа. – 1998, №3, с.22-26.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения. Учебное пособие. – Свердловск, 1983.-56с.
Приступа Г.Н. Некоторые пути повышения эффективности урока. //Начальная школа – 1990, №5, с.63-70.
Российская педагогическая энциклопедия в 2т.т. /Под редакцией Давыдова В.В – 1993. –608с., т.1, с.373.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 –174с.
Шмакова Т.И. Игра и дети. – М.: Просвещение, 1968.
Шамова П.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982 –136с.
Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984. –176с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988 –208с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971 –352с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.