Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме самообразования.»
Гончаренко Татьяна Николаевна
КГУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО
Казахстан Восточно-Казахстанская область город Семей.
Учитель начальных классов
Творческий отчет по теме самообразования.
«Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов через коррекционно-развивающие игры»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости любознательности».(В.А.Сухомлинский)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьного учебного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.
В обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным педтехнологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.
Чаще других инновационных методов используют здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно-исследовательскую деятельность. Все перечисленные методы применяют и на уроках, и во внеклассной деятельности, обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности.
При работе с детьми начальных классов существует своя особая специфика. Каждый учитель начальных классов старается построить урок так, чтобы детям было интересно и эмоционально комфортно.
Я изучаю и применяю игровые методы обучения М.Новика, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского и др. Методы, при реализации которыхобучаемые должны играть определённые роли, относятся к игровым. Плановое применение игровых методов принято называть игровымитехнологиями.
Моя индивидуальная тема самообразования: «Применение игровых технологий в начальных классах». Стараюсь не только узнать что-то новое в этом плане из методической литературы, но и почерпнуть кое-что из семинаров и из наработок учителей-новаторов. К каждому уроку стараюсь подходить творчески: постоянно что-то сочиняю и придумываю сама.
Известно, что если ребёнок заинтересован работой, положительно, эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, развивают его внимание, память.
В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число грамматических заданий и арифметических действий, тренируется в счёте, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления. Применяю как ролевые и имитационные игры, так и дидактические. В ролевых и имитационных играх ребёнок осуществляет мечты, которые ему не по силам в реальной жизни: управляет автомобилем, лечит людей, плывёт на лодке, выручает друга, спасает животных и т. д.
Игры, в свою очередь, могут делиться на группы, в зависимости от целей, методов и форм урока. Они широко применимы как на уроках, так и во внеклассной работе. Это – «Игра-занятие», «Игра-сказка», «Игра-путешествие», «Игра-соревнование», «Познавательная игра», «Интерактивная игра» и т. д. Во всех этих видах игр один стимул – задача достижения цели.
Как применять игровые технологии, когда их применять, какую часть урока занять, какой сюжет придумать – всё это приходит с опытом. Например, в этом году я применяла такие игровые сюжеты: «Путешествие в зоопарк», «Путешествие в лес», «Математические эстафеты», «Путешествие в сказку «Теремок»», «Лесная школа», «Строим дом», «Дождик», «Цветик-семицветик» «Волшебный поезд», «Рыбаки», «Собери урожай» «Магазин» «Лабиринты» упрощенный вариант судоку и т.д.
Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребёнка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в изменённых условиях, в новой ситуации. Всё это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.
На уроках математики дидактические игры находят широкое применение при закреплении любой темы. Например, игру «Цветик-семицветик» можно использовать как при изучении табличного сложения и вычитания в 1 классе, так и при изучении табличного умножения и деления в следующих классах. На лепестках записываются примеры и дети их решают. Кто решит правильно, у того желание сбудется. Игру «Заселим домики» мы обычно используем в 1 классе при закреплении состава чисел. Игру «Рыболов» постоянно можно применять при решении задач. Чаще всего это индивидуальные задания. Игры с хлопками можно использовать не только на уроках математики, но и на уроках русского языка .
Приведу ряд дидактических игр, которые я использую или использовала на уроках математики.
Игра «Математический футбол».
Дидактическая цель: совершенствование навыков решения уравнений.
Дети делятся на 2 команды и получают карточки - мячи с уравнениями. На доске нарисованы ворота обеих команд. Выигрывает та команда, которая забьёт больше голов.
Игра «Что это такое?»
Дидактическая цель: уточнение представлений о величине предметов, нахождение сходства предметов по признаку величины.
В руках у учителя мяч. Он бросает его ученику и говорит слово.
Например: длинный. Ребёнок называет предметы: дорога, лента, верёвка, поезд и т.д.
Игра «Фотограф».
Дидактическая цель: закрепление знания некоторых математических формул.
Учитель вывешивает на доску лист с записью каких-либо формул, дети «фотографируют» глазами. Затем учитель убирает лист. Дети записывают то, что запомнили. Кто больше запомнил, тот - лучший фотограф.
Игра «Карусели» (для 1 класса).
Дидактическая цель: раскрытие понятия переместительного закона сложения.
На картонный круг ставятся различные игрушки-зверюшки. Дети считают их количество. Учитель меняет местами зверюшек. Дети делают вывод, что их количество не меняется. Затем можно посадить по несколько одинаковых зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок. Покатав зверюшек, учитель останавливает круг так, чтобы детям были видны уже 2 белки и 3 зайца. Дети составляют пару примеров на сложение: 3+2=5 2+3=5
И так можно проделать несколько раз с другим числом и другим составом зверюшек.
Игра «Ручеёк» подходит для детей любого возраста.
Дидактическая цель зависит от вида заданий.
На доске записаны примеры, и дети по очереди быстро их решают. Чтобы ручеёк журчал, нельзя останавливаться. Если кто-то не может решить, ему помогает следующий.
Игра «Приведи кораблик в порт».
Дидактическая цель: развитие навыков устного счёта примеров на разные действия.
На доске записаны примеры в несколько действий и прикреплены кораблики с ответами (наугад). Учащиеся приставляют кораблики к тому примеру, который соответствует ответу.
Все дидактические игры, которые используются на уроках (или когда-то использовались) перечислить просто невозможно.
И хотелось бы дать несколько советов молодым учителям. Игры на уроках нужно использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственное учебное задание.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(242) "Отчет по теме самообразования по теме: "Физические задачи как средство обучения и воспитания учащихся, их место в учебном процессе " "
["seo_title"] => string(156) "otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-po-tiemie-fizichieskiie-zadachi-kak-sriedstvo-obuchieniia-i-vospitaniia-uchashchikhsia-ikh-miesto-v-uchiebnom-protsiessie"
["file_id"] => string(6) "118131"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1413043379"
}
}