kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг "Мои пожелания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг "Мои пожелания", разработка тренинговых занятий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Мои пожелания"»

Приветствие «Мои пожелания»

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барье­ров общения.

Задание: приветствие участников тренинга оформить в виде по­желания.

Инструкция: сегодняшнее занятие начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, жела­тельно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Сле­дим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кру­гу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.

Анализ упражнения:

1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали поже­лание.

2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения за­дания?

Упражнение 1. «Здравствуйте, а вот и я»

Цель: развитие навыков самопрезентации, налаживания пози­тивного настроя на предстоящее общение.

Задание: заявить о себе, показать свою индивидуальность, не­повторимость, желание работать и общаться совместно с другими участниками тренинга.

Инструкция: во время налаживания контактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятие партнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. По­кажи себя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть са­мые разные: реклама, объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможет окружающим лучше предста­вить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова: «Смот­рите, кто пришел!»

Анализ упражнения:

1. Презентация кого из участников вам понравилась больше всего, почему?

2. Что нового об участнике тренинга вы узнали?

3. Почувствовали ли вы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытое общение?

Упражнение 2. «Нарисуй свое имя»

Цель: преодоление барьеров контакта.

Задание: изобразить свое тренинговое или настоящее имя, ко­торым будут пользоваться участники на протяжении всех занятий.

\ЛЛ

Инструкция: выбор имени имеет для человека первостепенное значение, а для тренинговых занятий это важно потому, что имя дает возможность лучше понять человека. Задание выполняется просто: нужно нарисовать свое имя, а затем написать его крупно на приготовленной заранее визитке.

Анализ упражнения заключается в обсуждении вопроса: «Поче­му участник тренинга оставил себе свое имя или взял тренин­говое?»

Упражнение 3. «Правило нашей группы»

Цель: фиксация правил группы как основы работы в тренинге.

Задание: обсудить и принять основные правила группы.

Инструкция: правила регламентируют формы общения в груп­пе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право добавить но­вые. Все правила записываются на большом листе ватмана. Важ­но или принять правила, или отвергнуть, или найти компромисс. Каждый делает свой выбор. Участникам предлагается закончить предложения: «В этой группе нежелательно...», «В этой группе опас­но...», «В этой группе можно...», «Из этой группы может быть ис­ключен тот, кто...».

Примерные правила:

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он со­бой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель — установить позитивные контакты друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отно­шение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участ­вовали все.

7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.

Анализ упражнения:

1. В какой степени предложенные правила ясны участникам?

2. Какие из новых правил оказались полезными, а какие обре­менительными?

3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

Упражнение 4. «Качество, которое я ценю в людях»

Цель: создание условий для лучшего восприятия друг друга в процессе общения, развитие творческого воображения. Задание: выделить качество, которое каждый из участников тре­нинга больше всего ценит в людях.

Инструкция: подумайте, какое качество вы больше всего цени­те в людях. Придумайте или вспомните рассказ, историю, притчу, сказку, которые бы содержали информацию об этом качестве. Же­лающие представляют свой рассказ, все остальные должны дога­даться, о чем идет речь.

Анализ упражнения:

1. О каком качестве шла речь?

2. По каким признакам вы об этом догадались?

3. Совпадает ли мнение рассказчика с вашим?

4. Помогла ли вам форма представления качества вникнуть в смысл того, что говорит собеседник?

Упражнение 5. «Пожелание друга»

Цель: осознание участником необходимости пребывания в дан­ной тренинговой группе.

Задание: необходимо сосредоточить свое внимание на целях пре­бывания в тренинге.

Инструкция: закройте глаза.,. Пусть вам вспомнится тот, кто желает вам добра и искренне заинтересован в ваших успехах. Те­перь представьте, что он говорит о том, чему вы научитесь на тре­нинге. Выберите из его пожеланий два, наиболее важные для вас.

Анализ упражнения:

1. Какие цели занятий являются приоритетными?

2. Каково количество совпадений этих целей у участников?

3. Насколько широк диапазон ожиданий в вашей группе?

4. В какой мере ожидаемые результаты каждого участника сов­падают с целями тренинга вообще?

Упражнение 6. «Кто для меня самый чужой»

Цель: устранение страха, неловкости, негативизма во время об­щения с отдельными членами группы.

Задание: задуматься и ответить на вопросы:

— Кто из участников тренинга кажется вам в данный момент чужим?

— Почему возможно такое ощущение?

Инструкция: в работе любой тренинговой группы некоторые участники чувствуют себя несколько скованно, поэтому не хотят отвечать на вопросы, не принимают задания и т. д. Чтобы снять такое напряжение, следует уяснить для себя причину дискомфор­та. Оглянитесь вокруг и постарайтесь ответить на вопрос: «Кто из участников в данный момент кажется вам чужим?» Нарисуйте пор­трет этого человека, выберите карандаши, которые по цвету отра­жают ваше отношение к нему. Подпишите портрет, поставьте да­ту, отдайте его тому, кого нарисовали.

146

Анализ упражнения:

1. Каковы критерии чуждости?

2. Насколько широк диапазон определений чуждости?

3. Чувствует ли конкретный участник облегчение после выпол­нения задания?

4. Кто получил портреты, каковы ваши ощущения?

Упражнение 7. «Кто кого напоминает»

Цель: установление позитивного контакта между участниками тренинга путем восстановления ассоциативных связей.

Задание: для установления положительных отношений восста­новить в памяти образы, вызывающие позитивные чувства, и пе­ренести их на участников тренинга.

Инструкция: чтобы наладить контакты, попытаемся перенести на какого-либо члена группы позитивные воспоминания. В тече­ние 3 мин подумайте, есть ли среди членов группы тот, кто напо­минает вам знакомых людей: родителей, брата, сестру, друга, по­другу и т. д. Запишите на карточке имя того члена группы, который вызывает ассоциации. Укажите, какие чувства (лучше положитель­ные) порождает в вас это воспоминание, чем оно вызвано. Пере­дайте карточку члену группы.

Анализ упражнения:

1. Кто и сколько карточек получил?

2. Как он к этому относится?

3. Как чувствуют себя те, кто заполнял карточки?

Рефлексия занятия. Упражнение «Разноцветные листы»

Цель: увязывание собственных целей с целями остальных уча­стников группы.

Задание: определение целей работы в группе; формирование ожиданий от работы в тренинге; соотнесение личных позиций с общественными.

Инструкция: впечатления от сегодняшнего занятия, представле­ние о стиле, способах работы группы, атмосфере тренингового за­нятия попытайтесь выразить с помощью своих образов. На боль­шом листе ватмана участникам дается право изобразить одно из своих представлений рисунком, словом, символом. Каждый может выходить сколько угодно раз, но при этом изображать только что-то одно. По желанию участнику предоставляется право выбора рефлексии.

Участникам может быть предложен еще один вариант задания.

Участники выбирают себе партнеров и объединяются в четвер­ки. Общие пожелания, не более четырех, должны быть записаны на листе фломастером одного цвета, расставлены в порядке зна­чимости. После этого каждая микрогруппа показывает материал для обсуждения.

Домашнее задание

1. Провести наблюдение за своими собеседниками в учебн

2. Подобрать литературных героев перечисленных выше типе Записать примеры на отдельные карточки.

Задание для самостоятельной работы «Конкурс на лучшее оформление правил группы»

Цель: определение отношения каждого участника к совмести* работе в тренинге.

Задание: представить разными вариантами правила, утвержде ные как основные для тренинговых занятий. Поощряется творч ский подход к их оформлению.

Анализ занятия. Дискуссия «Готовы ли мы к общению»

Вид дискуссии: дискуссия по технике аквариума. Форма организации работы участников: фронтальная. Вопросы для обсуждения:

1. По каким признакам можно определить готовность каждо и всей группы к общению?

2. Как развивался процесс лабилизации?

3. Нужно ли в группе постоянного и хорошо знакомого друг другом состава давать упражнения на знакомство?

4. Что меньше всего понравилось в занятии?

5. Каковы позитивные моменты методики его проведения? Инструкция по проведению дискуссии: работа организуется в дв

концентрических кругах. Меньший, внутренний, состоит из ше ти стульев. Сначала во внутренний крут садятся четыре участн ка, ведущий тоже располагается во внутреннем круге. Начинает обсуждение темы. Дискуссия регламентируется тремя правилами

1. В процессе всего обсуждения во внутреннем круге долж оставаться одно свободное место.

2. Участник имеет право говорить, только если он сидит внутреннем круге.

3. В любой момент обсуждения участник, сидящий во внутре нем круге, может пересесть во внешний круг.

Участники имеют право решать, когда им участвовать в обсу дении, когда нет. Им предоставляется право чередования роли а тивного участника или пассивного наблюдателя.

I

Комментарии к занятию

При выполнении приветствия может быть выдвинута идея, очень важ­ная для тренинга общения: партнерское взаимодействие начинается там, где создана атмосфера доброжелательности, ведь доброе слово и кошке приятно. Вопросы для анализа упражнений занятия несут в себе двоякую функцию: с одной стороны, снимают эмоциональное напряжение, с дру­гой — помогают участникам осознать свой собственный опыт и расши­рить его за счет мнения других, понять, что помогает, а что мешает лю­дям быть открытыми, искренними в общении.

Занятие 2

Контакт, еще контакт,

или Как я совершенствую

свои коммуникативные навыки

Цель: совершенствование участниками тренинга своих комму­никативных умений и навыков в разных ситуациях общения. План занятия:

1. Приветствие «Ассоциации».

2. Упражнения: «Демонстратор», «Сам себе режиссер», «Поте­рявшийся», «Конкурс на лучшее оформление правил группы».

3. Рефлексия занятия: «Самораскрытие».

4. Домашнее задание: «Оказываем знаки внимания собеседнику».

5. Задание для самостоятельной работы: «Оценка своей мане­ры слушать».

6. Анализ занятия: «Мозговой штурм».

Вступление: в процессе общения мы решаем разнообразные за­дачи. Иногда стараемся просто информировать человека, часто пы­таемся склонить его на свою сторону, нередко отговорить от по­ступка, предупредить об опасности. Поэтому момент установления контакта и наша тактика коммуникативного поведения в каждый конкретный момент играют иногда первостепенную роль. Очень важным здесь становится что и как сказать, чтобы тебя восприня­ли, поняли, приняли. Сегодняшнее занятие поможет нам сконст­руировать разнообразные модели поведения в разных ситуациях общения и с помощью разных средств.

Приветствие «Ассоциации»

Цель: развитие чувства поддержки, создание доверительной ат­мосферы для работы.

Задание: дать почувствовать партнеру по общению, что участ­ники настроены позитивно и относятся к нему с доверием и сим­патией.

Инструкция: работа организуется по принцу «ведущий — крут».

В центре стоит стул. Его предлагается занять тому из участников тренинга, кто в данный момент нуждается в поддержке. Желаю­щий садится в центр и поворачивается к собеседникам по часо­вой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, кото­рая начинается словами; «(Имя), ты напоминаешь мне...» Далее дается ассоциация — образ растения, предмета, музыки, времени года — всего что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок. Можно организовать работу по кругу, и тогда каждый будет оказывать поддержку своему соседу. Анализ упражнения:

1. Что было труднее сделать: высказать желание поддержки или оказать саму поддержку?

2. Насколько созданная ассоциация соответствовала человеку?

3. Какие из представленных поддержек оказались, по мнению сидящего в кругу, наиболее удачными/наименее удачными?

Упражнение 1. «Демонстратор»

Цель: реализация принципа уподобления для определения ти­пов людей.

Задание: разыграть ситуации с представлением разных типов слушателей.

Инструкция: один из центральных принципов установления кон­такта с собеседником — это быть как он. Поэтому так важно рас­познать его так называемую карту реальности, т. е. способы воспри­ятия им окружающего мира. По подготовленным дома карточкам с описанием литературных персонажей разыграть ситуации с представ­лением разных типов людей (визуалов, кинестиков, аудиалов). Это можно сделать гротескно, но обязательно ярко, чтобы было понят­но, кто есть кто. (Пример — ситуации из мультфильма «Винни Пух».)

Упражнение 2. «Сам себе режиссер»

Цель: упражнение заключается в передаче сообщения другим участникам общения и формировании навыков адекватного вос­приятия информации.

Задание: выбрать сообщение и передать его окружающим с до­статочной степенью достоверности.

Инструкция: в общении часто бывает так: человек говорит од­но, а думает другое. Мы же в недоумении: вроде бы все правиль­но, но общения не получается. Выберите себе мета-сообщение, в котором хотите потренироваться. Например: «Я уверен в себе», «Я устал», «Я спокоен», «Как вы мне надоели», «Ребята, давайте жить дружно»... А теперь произносите нейтральные по содержанию фра­зы, но голосом, интонацией, мимикой постарайтесь передать од­но из записанных мета-сообщений. Каждому дается по две попыт­ки. Нужно постараться быть предельно откровенным, иначе не поверят. Работа организуется по подгруппам (4—6 человек). Вы-

ступающему члены группы могут давать советы, но следовать ли им — решать выступающему. Анализ упражнения:

1. Зрителям предлагается объяснить, как было воспринято ме­та-сообщение.

2. Что они увидели и услышали?

3. Вопрос к выступающему: «Трудно или легко было реализо­вывать задание?»

Упражнение 3. «Потерявшийся»

Цель: определение степени доверия к собеседнику в процессе общения.

Задание: осознать, насколько глубоко доверие каждого к чле­нам группы и как оно влияет на процесс установления контактов.

Инструкция: доверительные отношения к партнеру являются важной составляющей позитивного общения. Доверие бывает от­части рационально объяснено конкретным опытом человека, отча­сти может быть иррационально, потому что невозможно объяс­нить, почему доверяешь человеку. Предлагаемое упражнение даст возможность осознать степень доверия между участниками и по­казать влияние этого доверия на процесс общения. Всем предла­гается сесть поудобнее, глубоко вздохнуть, закрыть глаза и пред­ставить... Вы путешествуете вместе с товарищами по обширному дремучему лесу... Идете и наслаждаетесь природой, но в какой-то миг теряете из виду людей... Вы понимаете, что нет смысла про­двигаться дальше. Садитесь и начинаете ждать, может, вас найдет кто-либо из членов группы... (Ремарка для ведущего: на представ­ление дается 1—2 мин.) Теперь задержите это событие в памяти, возвратитесь в реальность...

Анализ упражнения:

1. Кто именно искал вас в лесу?

2. Как отразилось в этом упражнении ваше доверие к конкрет­ным участникам тренинга?

3. Что помогает или наоборот мешает развитию доверительных отношений в группе в процессе общения?

Упражнение 4. «Конкурс на лучшее оформление правил группы»

Участники устраивают выставку работ по оформлению правил группы. Экспертной группой выбирается лучшая.

Критерии оценки: эстетичность, оригинальность, соответствие оформления целям тренинга.

Работа-победитель вывешивается для постоянного пользования на весь период тренинга коммуникативных умений. Рефлексия занятия. «Самораскрытие»

Цель: определение путем самоанализа настроя каждого участ­ника на процесс учения.

Задание: ответить на поставленные вопросы. Найти способы корректировки деятельности.

Инструкция: следует закрыть глаза и слушать установки ведуще­го. Представьте себе шкалу от 1 до 10. «Единица» означает, что вы стесняетесь раскрываться, быть искренним и откровенным в процес­се общения, а «десять» — что вы можете быть искренним и откро­венным в своих высказываниях. Выберите оценку, которую постави­те себе. Не открывая глаз, поднимите соответствующее количество пальцев. Держите их, пока не поступит команда открыть глаза.

Анализ упражнения:

1. Почему участник выставил себе такую оценку?

2. Что объединяет тех, кто поставил себе одинаковые оценки?

3. Чья оценка показалась неожиданной?

4. Что может изменить группа, сам участник, чтобы работать лучше?

Домашнее задание «Оказываем знаки внимания собеседнику»

Задание: продумать знаки внимания, которые можно будет ока­зать своему партнеру на следующем занятии. Это может быть по­здравительная открытка, письмо, подарок или комплимент.

Задание для самостоятельной работы «Оценка своей манеры слушать»

Цель: развитие и корректировка умения слушать.

Задание: анализ ситуаций, в которых наиболее ярко проявля­лись навыки активного слушателя.

Инструкция: чтобы лучше осознать свое умение слушать, навы­ки, привычки, рекомендуем каждую неделю проводить анализ си­туаций общения, отвечая на такие вопросы:

1. Какие техники слушания были мною использованы?

2. Я их применял осознанно или, скорее, интуитивно?

3. Пытаюсь ли я анализировать прошедшую ситуацию общения?

4. Если я слушал лучше, чем раньше, то в чем это выразилось?

5. Замечают ли мои коллеги перемены в моих привычках слу­шать? Как они на это реагируют?

Анализ занятия. «Мозговой штурм»

Вид дискуссии: «мозговой штурм».

Организационная форма работы участников: коллективная.

Инструкция по проведению дискуссии: участникам тренинга пред-

• f\

лагается обсудить занятие, выделив два аспекта. Во-первых, про­цесс выполнения упражнения, т. е. как участники его выполняли и что при этом чувствовали. Во-вторых, содержание деятельности, т. е. анализ того, что говорили участники, выполняя каждое из уп­ражнений. Всем участникам «мозгового штурма» предлагается вы­сказаться на заданную тему. Выбирается секретарь, который запи­сывает все высказывания. Процесс обсуждения прекращается ведущим тренинга.

Комментарии к занятию

На данном занятии акцент нужно сделать на реализацию умений ви­деть, понимать собеседника, подстраиваться под него, налаживая пози­тивный контакт.

Занятие 3

Искусство слушать,

или Давайте быть внимательными к собеседнику

Цель: формирование культуры внимательного слушателя. План занятия:

1. Приветствие «Оказываем знаки внимания собеседнику».

2. Упражнения: «Слушаем тишину», «Испорченный телефон», «Уровни слушания», «Упражняемся в активном слушании».

3. Рефлексия занятия: «Оценка собственной манеры слушать».

4. Домашнее задание: составить список чувств, которые прояв­ляет человек в разных жизненных ситуациях.

5. Задание для самостоятельной работы: «Составить программу развития своих слушательских навыков».

6. Анализ занятия: «Интервью».

Вступление: общение как акт коммуникации реализуется через одно из самых важных коммуникативных умений — умение слу­шать. Теперь уже доказано, что, чем лучше люди слушают друг друга, тем лучше воспринимаются новые идеи, эффективнее раз­решаются конфликты. Умение слушать как метод восприятия ин­формации используется нами намного чаще, чем умение писать и читать. Когда говорят об умении слушать, то часто его отождеств­ляют с умением слышать, которое имеет врожденный, инстинк­тивный характер. Из-за такого неправильного отождествления пе­ред человеком возникают проблемы общения: потеря важной информации, замешательство, раздражение, неправильное восприя­тие и понимание инструкций партнера по общению. Умение слу­шать предполагает утонченный мыслительный процесс, требует от человека определенной дисциплины и затрат энергии. Это активный процесс, но и, пожалуй, наиболее трудный аспект акта общения.

Чтобы научиться слушать, надо овладеть техническими приема­ми поощряющего отношения к собеседнику; незначительного воз­действия на говорящего, способствующего развитию его мысли «на один шаг вперед»; сдерживания эмоций при восприятии инфор­мации от партнера по общению; а еще надо уметь определять ма­неру слушания вашего партнера, видеть тип реакции и уровень слушания. Этому и будет посвящено занятие.

Приветствие «Оказываем знаки внимания собеседнику»

Цель: показать значимость знаков внимания на активизацию процесса слушания.

Задание: оказать знаки внимания своему собеседнику.

Инструкция: нормальные, дружеские отношения между людьми невозможны без оказания друг другу знаков внимания. Они вы­полняют роль «поглаживания» человека. Положительные знаки вни­мания укрепляют веру человека в свои силы. Сегодняшнее заня­тие мы начнем с оказания знаков внимания друг другу. Предъявление их собеседнику может осуществляться в разных формах: компли­мент, поздравительная открытка, письмо, подарок.

Упражнение 1. «Слушаем тишину»

Цель: настрой на предстоящую работу, концентрация внимания участников тренинга, разграничение понятий «слушаем», «слышим».

Задание: услышать и описать звуки, сопровождающие участни­ка тренинга в момент занятия.

Инструкция: сегодня мы настроимся на занятие следующим об­разом: сядем поудобнее, закроем глаза, сконцентрируем свое вни­мание и постараемся услышать звуки внутри аудитории и за ее пределами.

Упражнение 2. «Испорченный телефон»

Цель: демонстрация участникам тренинга приемов слушания.

Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.

Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный те­лефон». Поиграем в нее... А теперь еще один вариант для взрос­лых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дает­ся инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, ин­формацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как мож­но точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следу­ющему вошедшему, тот — следующему и т. д.

Л f-

Вариант письма:

«Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ни­чего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».

Вариант информации к размышлению:

«В толпе у двери — хорошо одетой толпе, состоявшей из се­мей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех бесчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, — Фор­сайтов было не больше 20 процентов, но тете Энн все казались Форсайтами, — да и разница между теми и другими была невели­ка, — она всюду видела свою собственную плоть и кровь».

Для телефонограммы текст составляется таким образом:

— должно быть три-четыре сложносочиненных и сложнопод­чиненных предложения;

— должны быть цифры, имена собственные, указания на вре­мя, значимые и незначимые детали.

Примечание: если текст при передаче от одного участника к дру­гому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слиш­ком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитыва­ет весь текст заново.

Анализ упражнений I и 2:

1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?

2. От чего зависит активность слушания?

3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть ус­лышанным?

Упражнение 3. «Уровни слушания»

Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собе­седника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.

Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слу­шания осуществлялось общение и как выражалось поведение парт­неров по общению.

Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрите­ли», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.

Ситуация для обыгрывания:

Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:

— А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну лычку! Те­перь он у меня сержант!

— А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем раз­болелась, сил нет.

— Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут. — Да, отпуск — это хорошо! Видимо, придется теперь в боль­ницу идти.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам был определен уровень слушания?

2. Как это выразилось в поведении собеседников?

3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?

Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»

Цель: определение характерных признаков типов реакций и при­емов в момент активного слушания собеседника.

Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.

Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно вы­брать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных при­емов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсужде­ние ведут представители триад.

Анализ задания:

1. Какие качества были выделены как основные?

2. Какими приемами активного слушания пользовались сами участники обсуждения?

3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент об­суждения качеств профессионала.

Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомен­даций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Запи­сать результаты в предложенной схеме.

Ситуация 1

— Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в долж­ности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальст­ву?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалифика­ция, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?

Тип реакции Реакция

A) Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.

Б) Всегда неприятно, когда должность, на

которую метишь ты, занимает кто-то дру­гой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше.

B) А случалось ли что-то подобное с то­бой раньше?

Г) Будь я на твоем месте, я бы расска-

зал начальнику, какая злость тебя обуре­вает.

Ситуация 2

— Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на за­втра, а я не могу ему ничего возразить — ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу ри­сковать.

Тип реакции Реакция

A) Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его по­ведении.

Б) Будь я на твоем месте, я бы это с ним

обсудила. Нужно сказать ему, что ты чув­ствуешь.

B) Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.

Г) И что, твой начальник всегда вел себя

с тобой так?

Сравните свои ответы с приведенными ниже:

Ситуация 1 Ситуация 2

A) Критика А) Сопереживание

Б) Сопереживание Б) Поток рекомендаций

B) Вопрос В) Критика

Г) Совет Г) Просьба о дополнительной информации

Задание 3

Инструкция: разыграйте ситуации в парах, показав разные ти­пы реакций (сопереживание, поток рекомендаций, просьбу о до­полнительной информации, критику), а затем сравните свою ин­терпретацию с заданным образцом.

Ситуация 1

— Если б у меня были деньги, я не преминул бы воспользо­ваться этой возможностью; уверен, что смог бы развернуться в этом бизнесе. Человеку всего-то и нужно, что немного общих пред­ставлений, здравого смысла и смелости, и у меня все это есть. Нет только денег. Такова жизнь!

Ситуация 2

— Все дело в том, что я занимаюсь не тем. Я все тянул и не уходил, потому что четыре года учился в колледже, готовя себя к такой работе. Теперь же я считаю, что для меня лучше было бы бросить ее и заняться чем-то другим — пусть мне даже придется начать с самого начала.

Упражнение 1. «Слова, обозначающие чувства»

Цель: исследование реакций отдельных участников на те или

иные чувства.

Задание: в подготовленном дома списке чувств, написанном партнером по общению, выделить те, которые чаще всего прихо­дилось переживать конкретному участнику тренинга.

Инструкция: дома вы сделали заготовки списка чувств. Обме­няемся этими списками. В полученном списке следует отметить галочкой те чувства, которые вам хоть раз в жизни пришлось ис­пытать. Затем участники объединяются в пары, чтобы сравнить сделанные пометки. Анализ упражнения:

1. Каковы особенности выражения нами наших чувств?

2. Можно ли выделить природу наших чувств?

3. Что вам в этом упражнении понравилось меньше всего?

4. Как бы вы выполнили его в следующий раз?

Упражнение 2. «Три плана»

Цель: акцентирование внимания на своих чувствах, отделение их от мыслей и внешнего мира.

Задание: почувствовать внешние воздействия: слуховые, зритель­ные, обонятельные, тактильные. Рассказать об этом партнерам по общению.

Инструкция: упражнение выполняется в парах. Партнеры за­крывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощу­щения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почув­ствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал...» По­сле этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я ду­мал о...»

Анализ упражнения:

Упражнение обсуждается по кругу всеми участниками тренинга.

1. Что было легче сформулировать: мысли или чувства?

2. Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутрен­нем плане высказыванием чувств или, может быть, это было вы­сказыванием мыслей?

Упражнение 3. «Общение без слов»

Цель: фиксация внимания на чувствах, возникающих в резуль­тате прикосновений, физического контакта с партнером.

Задание: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к партнеру, дать возможность почувствовать больше доверия к людям, участвующим в тренинге.

Ш

Инструкция: упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и вну­тренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаться по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий дает команды: закрыть глаза и поздороваться с помощью рук; открыть глаза и двигаться даль­ше; положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнеру, улыбнуться, опустить руки и начинать двигаться дальше; выразить поддержку партнеру с помощью рук.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

2. Во время общения вам хотелось сократить или, наоборот, продолжить контакт?

3. Испытывали ли вы во время контакта «флюидные излуче­ния партнера»?

4. В чем они выражались?

Упражнение 4. «Точно ли мы можем определить, что чувствует другой»

Цель: формирование навыков внимательной концентрации при восприятии партнера по общению.

Задание: на основе кратковременного наблюдения определить, что чувствует собеседник.

Инструкция: мы выполняем такое задание: сидя в кругу, гово­рим соседу справа о его эмоциональном состоянии, затем он рас­сказывает о своем состоянии; степень соответствия этих оценок определяется вначале соседом, а потом всеми остальными. При вы­полнении этого задания состояние определяется только по внеш­нему виду партнера. Отмечаем, что совпадение оценок эмоцио­нального состояния способствует установлению доверительных отношений.

Анализ упражнения:

1. Насколько совпали оценки эмоциональных состояний участ­ников занятия?

2. По каким признакам было легче всего определить эмоции соседа?

3. Вам хотелось, чтобы все узнали о вашем эмоциональном со­стоянии, или, наоборот, вы пытались его скрыть?

4. Определите степень комфортности при выполнении задания.

Упражнение 5. «Солнце и планеты»

Цель: формирование ощущения связи с другими участниками группы, определение степени энергетического обмена во время об­щения. Задание: выразить свое отношение, показав это в игре.

Инструкция: упражнение выполняется в игровой форме, все встают в круг. В его центре «солнце». На эту роль ведущий может быть выбран двумя способами: или, как в детской игре, считалоч-кой, или в круг выходит участник, желающий узнать отношение к себе членов группы. Все остальные — «планеты». Они распола­гаются вокруг «солнца» на таком расстоянии, которое соответст­вует «близости» их отношений к стоящему в центре: чем ближе, тем большая близость. Анализ упражнения:

\. Какие ощущения появились у «солнца» в момент выстраи­вания «планет»?

2. Можно ли считать энергетический обмен между партнерами по общению основой конструктивного контакта?

3. Чем мотивировали «планеты» свою расстановку вокруг «солнца»?

Упражнение 6. «Парадокс»

Цель: исследование парадоксальной природы наших чувств.

Задание: внешне выразить чувства, противоположные тем, ко­торые возникают как ответ на реальную ситуацию.

Инструкция: часто происходит такое явление: в беседе с чело­веком мы говорим одно, а чувствуем совсем другое. Нам предсто­ит поупражняться в стратегии «противоположных полюсов», кото­рая заключается в том, что мы будем учиться намеренно менять смысл выражаемых чувств. Сначала каждый из участников выска­зывает истинное чувство, а затем обратное тому, которое только что высказал.

Материалом для обсуждения и выражения чувств может слу­жить всем известный кинофильм, литературное произведение, про­читанное ведущим или участниками стихотворение, прослушанный музыкальный фрагмент.

Анализ упражнения:

Участникам предлагается назвать хотя бы две вещи, которым каждый научился в ходе этого упражнения.

Упражнение 7. «Выражение чувств»

Цель: определение представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.

Задание: обсудить проблему «Как справиться с чувствами».

Инструкция: обсуждение проблемы проводится в виде беседы за круглым столом. Следует обсудить такие вопросы:

— Выражение каких чувств считается социально приемлемым?

— С какими чувствами легче всего справиться, когда их начи­нает выражать другой человек?

— Почему нам самим бывает сложно выразить те или иные чувства?

Упражнение «Мой эмоциональный портрет»

Цель: осознание человеком своего эмоционального облика, со­здание целостного представления о нем.

Задание: написать или нарисовать свой эмоциональный порт­рет.

Инструкция: данное упражнение является закреплением тех све­дений, которые были получены в ходе занятия. Составьте свой эмоциональный портрет. Вы можете написать его в настоящем вре­мени, быть может, это будет портрет будущей эмоциональной жиз­ни, возможно, в нем найдут сочетание прошлое, будущее, насто­ящее. Для представления портрета хороши все средства: рисунок, рассказ, сказка. В качестве эксперта можно выбрать по вашему же­ланию кого-либо из участников тренинга, кто даст справедливую оценку портрету. Можно предложить всем вместе оценить пред­ставленный портрет.

Домашнее задание Написать письмо-историю

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: выразите свое отношение к тренинговым заняти­ям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Быть может, это будет печальная или, наоборот, очень ве­селая история со счастливым концом, история, в которой с геро­ем произошли необычные, важные изменения, и т. д. При этом письмо можно писать от лица разных авторов и обращаясь к раз­ным адресатам.

Задание для самостоятельной работы «Анализ негативных эмоций»

Цель: осуществление самонаблюдения и самоанализа.

Задание: найти ответы на вопросы путем концентрации внима­ния на негативных эмоциях.

Инструкция: для того чтобы снять эмоциональное напряжение, нередко важно понять причину своих негативных проявлений. Ре­комендуем задать себе пять вопросов, если вы рассержены (оби­жены, напуганы):

— Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

— Что я хочу изменить?

- Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

— В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько их?

— В чем внутренний смысл данной ситуации для меня? Записывайте ответы на них в течение некоторого времени (од­на—три недели). Определите степень помощи данных вопросов в осознании вами вашего дурного настроения во время контактов с другими людьми.

Анализ занятия. «Определение ключевых моментов»

Цель: акцентирование внимания на процессе выполнения зада­ний как каждым участником, так и всей группой в целом; опре­деление групповой динамики.

Вид дискуссии: панельная.

Организационная форма работы участников: групповая.

Вопросы для обсуждения:

1. Как участники относились к выполнению заданий?

2. Какие чувства при этом испытывали?

3. О чем участники говорили, выполняя упражнение?

4. Какие составляющие упражнений или упражнения в целом можно перенести в контекст профессиональных отношений участ­ников тренинга на учебных занятиях со студентами педагогичес­кого колледжа?

5. Высказать суждение по поводу степени развитости группо­вой динамики в проведенном тренинговом занятии. Дать свои ре­комендации по корректировке групповой динамики.

Инструкция по ведению дискуссии: участникам предлагается раз­биться на небольшие экспертные группы (по 3—5 человек), в за­висимости от количественного состава тренинговой группы. В каж­дой из подгрупп выбирается ответственный эксперт. Его задача состоит в том, чтобы суммировать полученные ответы и предста­вить их другим участникам дискуссии. После завершения работы в подгруппах все участники возвращаются в общий круг для об­суждения результатов.

Комментарии к занятию

Область чувств занимает весьма значительное место в структуре ком­муникативных навыков. Все упражнения данного занятия направлены на исследование участниками своих чувств и их проявлений. Следует сделать акцент на том, что данное занятие — это не терапия, а обсуждение со­циального опыта участников, поэтому основу его составляет принцип «от общего — к частному». Следует особо позаботиться о создании непринуж­денной атмосферы, чтобы не было эмоциональной напряженности и об­суждение либо не прерывалось совсем, либо не превратилось в систему «вопрос -— ответ».

До свидания, мой друг, до свидания, или Общение окончено, общение продолжается

Цель: закрепление коммуникативных умений и навыков участ­никами тренинга и настройка их на активное и продуктивное об­щение в будущем. Рефлексия совместной работы; осмысление ре­зультатов личной работы в тренинге; обсуждение перспектив переноса того, чему научились участники в группе, в повседнев­ную жизнь.

План занятия:

1. Приветствие «Дары учения».

2. Упражнения: «Чему я научился», «Обратная связь», «Геогра­фия команды», «Письмо-история», «Подсолнух».

3. Анализ занятия: беседа «Планы на будущее».

Вступление: сегодняшнее занятие завершает цикл тренинга ком­муникативных умений. Мы расстаемся, но общение продолжает­ся в других жизненных и профессиональных ситуациях. В довери­тельной беседе нам предстоит рассказать о своих чувствах, о том, насколько мы стали общительнее.

Приветствие «Дары учения»

Цель: выражение благодарности тем членам группы, которые в наибольшей степени помогли конкретному участнику тренинга на­учиться позитивному общению.

Задание: сделать подарок участнику тренинга в знак благодар­ности за его помощь в учебе.

Инструкция: мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах, чему-то научил­ся сам и внес свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему-то на­учились. Задумайтесь на минутку о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддерж­ку в учебе и чем? Каким-то замечанием? Своим примером? Во-цросом? Постоянным противостоянием? Еще чем-нибудь?

Когда выражаем благодарность другому человеку, мы тем са­мым повышаем и самоудовлетворение.

Изо всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, выберите только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом ва­шей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть мо­жет, это будет стихотворение, рассказ, рисунок, афоризм или что-то еще. И пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз. Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими коммента­риями, — получается небольшой праздничный ритуал.

Упражнение 1. «Чему я научился»

Цель: систематизация опыта участников в единую многоцвет­ную картинку.

Задание: дописать по выбору любое из неоконченных предло­жений для того, чтобы определить, что каждый участник тренин-говых занятий приобрел для расширения границ своей личностно-профессиональной компетентности.

Инструкция: на большом листе бумаги написаны следующие неоконченные предложения: «Я научился...», «Я узнал, что...», «Я нашел подтвержден ие тому, что...», «Я обнаружил, что...», «Я был удивлен тем, что...», «Мне нравится, что...», «Я был разо­чарован тем, что...», «Самым важным для меня было...», «В про­фессиональном плане я подготовлен к тому, что,..». Каждому уча­стнику предоставляется возможность записать свой вариант продолжения.

Упражнение 2. «Обратная связь»

Цель: анализ работы каждого участника в ходе тренинговых за­нятий.

Задание: каждому члену группы дать информацию о том, что в его работе на тренинге встречало одобрение, что мешало

другим.

Инструкция: каждый участник тренинга делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это по­могало им или всей команде в целом. Но каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Следует высказать одобрение или, наоборот, претензии каждому из участ­ников тренинга. Пусть каждый приготовит лист бумаги. Он дол­жен быть разделен на три колонки: «Продолжай и дальше...», «По­жалуйста, перестань...», «Начни в будущем...». Другие члены команды должны будут вписать туда то, что считают нужным. За­тем пусть каждый участник изучит свой листок. Обмен впечатле­ниями происходит в виде ответов на вопросы:

— Что хочется выполнять, а что нет?

— Что хотелось бы добавить к сказанному?

— Что хотелось бы изменить?

Упражнение 3. «География команды»

Цель: выяснение мнений участников тренинга о месте и роли каждого члена группы в коллективной работе.

Задание: нарисовать совместную картину, которая изображала

1 Т*

бы всех членов команды и ее руководителя в виде какого-то образа.

Инструкция: данное упражнение поможет составить более точ­ное представление о вашей команде. По-видимому, у каждого уча­стника тренинга есть свой взгляд на то, какое место он занимает в команде: принадлежит ли к кругу центральных фигур, относит­ся ли к «среднему классу» или находится на периферии. У каж­дого есть и представление о том, каким способом он вносит вклад в работу команды и какую функцию выполняет: является генера­тором идей, посредником, «совестью» группы и т. п. Однако мы часто упускаем из виду позицию других участников, какое мнение сложилось у них о нашем месте и роли в команде. А ведь это су­щественно влияет на то, как они общаются и взаимодействуют с нами.

Работа организуется в группах из трех человек. Пусть каждая тройка нарисует совместную картину, которая изображала бы всех членов команды и ее руководителя в виде какого-то образа. На этой картине группа должна быть представлена как нечто целое, а ее члены — как отдельные части этого целого, выполняющие определенную функцию. Например, можно изобразить команду в 1 виде машины, оркестра, усадьбы и т. п. Каждый член команды должен быть обозначен своим цветом, но не следует подписывать имена. Вместо этого на отдельном листе пишется пояснитель­ная записка, в которой объяснялось бы, кто на каком месте изо­бражен.

Обсуждение: тройки по очереди выкладывают свои картины в середину круга. Сначала все члены группы, кроме авторов, попро­буют их объяснить, определив, кто на каком месте изображен, и расшифровать послание, которое несет в себе композиция карти­ны. И только после этого авторы могут рассказать о том, какие соображения они положили в основу картины. Когда все картины будут таким образом представлены, члены команды могут выска­зать свои впечатления. Прежде всего следует выяснить, насколько каждый удовлетворен своей ролью.

Упражнение 4. «Письмо-история»

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: дома вы выразили свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в да­лекой стране. Теперь каждому участнику тренинга предоставляет­ся право огласить письмо.

Анализ упражнения:

\. Что вы испытывали, когда писали письмо?

2. Насколько старались соблюсти принцип открытости и от­кровенности? 3. Письмо писалось с удовольствием или, скорее, как необхо­димость выполнения домашнего задания?

4. Насколько эффективной кажется вам эта форма работы для выражения участником своих чувств и отношений?

Упражнение 5. «Подсолнух»

Цель: определение групповой сплоченности и эмоционального настроя, возникшего от общения каждого со всеми участниками тренинга коммуникативных умений.

Задание: движением показать степень сплоченности и «флюид­ного излучения» каждого и всех участников тренинга.

Инструкция: сейчас, в конце наших занятий, мне хочется пред­ложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсол­нух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...

Вспомните о том, как мы начинали занятия. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепен­но превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузь­те круг» чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветер­ка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки... Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от под­солнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Ска­жите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми...» Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завер­шена.

Вариант выполнения задания: образный рассказ ведущего сопро­вождается музыкой {например, А. Вивальди — «Весна», «Largo»}.

Анализ занятия. Беседа «Планы на будущее»

Цель: оценивание эффективности тренинговых занятий в лич-ностно-профессиональном плане.

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Организационная форма деятельности участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой мере удалось на занятии реализовать групповую спло­ченность в направлении выявления обратной связи?

174

2. Каков эмоциональный фон занятия?

3. Дать анализ результатов тренинга коммуникативных умений для личностного и профессионального становления участников.

4. Прозвучала ли в высказываниях участников перспектива на будущее и в какой форме она была оглашена?

Комментарии к занятию

Данное занятие является итоговым, поэтому здесь важно как можно четче проследить реализацию обратной связи. Занятие имеет как бы два направления: личностные пожелания и удовлетворение профессиональных потребностей. Упражнения позволяют сконцентрировать чувства, интере­сы участников на том, что дал им тренинг для расширения коммуника­тивной компетентности.

—™ •

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.,

Бачков И. В. Основы технологий группового тренинга: Психотехники. - М., 2000.

Казанс.кий О. А. Игры в самих себя. - М., 1995. Практическая психология образования/Под, ред. И. В. Дуброви-

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. — Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. - М., 1999. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. –














— аргументы, т. е. доказательства, доводы, положения, с помо­щью которых доказывается истинность тезисов.

Задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии

Задачи Средства

I этап. Организационный

По отношению к проблеме

Сформулировать цель и тему дис- Объяснить цель и тему дискуссии куссии

Установить время дискуссии Объявить учащимся о времени дис-

куссии

Создать мотивацию, заинтересо- Изложить проблему в виде некото-вать участников рого противоречия. Указать, в чем

значимость проблемы

Добиться однозначного понимания Предложить контрольные вопросы, проблемы всеми участниками побудить участников задавать во-

просы

Обмен мнениями без оценок Высказывание по предмету. Руко-

водитель не берет слово первым

По отношению к группе

Познакомить участников друг с Представление каждым участником другом себя

Ориентировать на коллективное Сообщение о преимуществах груп-решение повых решений

Создать положительный эмоцио- Доброжелательность

нальный фон, психологический

комфорт

По отношению к каждому участнику

Добиться, чтобы в дискуссии при- Установить порядок выступления нимали участие все

Активизация пассивных участии- Просьба помочь, задание, где нуж-ков но участие всех

Оказывать поддержку, помощь вы- Внимательно слушать ступающему

202

Продолжение Задачи Средства

II этап. Оценка По отношению к проблеме

Собрать максимум предложений Выслушать каждого

Провести анализ собственных мне- Частичные итоги, выделение основ-ний ных положений, предварительные

выводы

По отношению к группе

Поддержка высокого уровня вклю- Поочередно предоставлять слово чения всех участников всем участникам. Не допускать за-

тянувшихся диалогов

Создание деловой атмосферы Требовать ясного изложения мыс-

лей. Руководителю слушать, спра­шивать, говорить мало, но по су­ществу

Не допускать личной конфронта- Устранять недоразумения. Пресе-ции участников кать оценочные суждения, направ-

ленные на личностные качества

Поддержание дружественной атмо- Поощрение, улыбки сферы

По отношению к каждому участнику

Максимум внимания к участнику Внимательное слушание каждого.

Не прерывать говорящего

Требовать ясной аргументации Уточнять неясные положения

Активизация пассивных участников Обратиться к молчуну с вопросом

III этап. Завершение дискуссии

По отношению к проблеме

Принятое решение должно быть Каждый высказывает свое мнение групповым по поводу группового решения

Помочь группе прийти к согласо- Обобщение результатов дискуссии ванному решению

203



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг "Мои пожелания"

Автор: Бакаева Асель Малгаждаровна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка внеклассного мероприятия "Психологический тренинг " Моя решительнось"""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_psikhologicheskii_trening_moia_reshitelnos"
    ["file_id"] => string(6) "512521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559037498"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "психологический тренинг МОЙ МИР"
    ["seo_title"] => string(37) "psikhologhichieskii-trieningh-moi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "322967"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461730847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Психологический тренинг личностного роста для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»."
    ["seo_title"] => string(141) "psikhologhichieskii-trieningh-lichnostnogho-rosta-dlia-piedaghoghov-mir-nashikh-emotsii-razvitiie-emotsional-noi-sfiery-lichnosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "295814"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455878514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тренинг для педагогов: развитие творческих способностей"
    ["seo_title"] => string(60) "trieninghdliapiedaghoghovrazvitiietvorchieskikhsposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "319639"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460906117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка психологического тренинга на тему "Достижение успеха""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_psikhologhichieskogho_trieningha_na_tiemu_dostizhieniie_uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "465127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522928172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства