kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема по самообразованию: «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию по развитию речи учащихся 1-4 классов с множеством разработанных заданий, для отработки 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию: «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »»

  1. Введение


Тема: «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »


Цель: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания.


Задачи:

1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.

2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.

3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.


Форма самообразования: индивидуальная


Предполагаемый результат:

- Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной речью.

- Пополнить словарный запас, развивать слуховое внимание.

- Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.

- Повышать качества преподаваемых предметов.


Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).



Форма отчета по проделанной работе:










«Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете» Конфуций

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми я руководствуюсь, при развитии у детей речевой деятельности.

- Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными.   Иначе дети не смогут овладеть ос­новами научных знаний.

- Принцип систематичности. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке.

- Принцип доступности. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание бу­дет недоступным для усвоения.

- Принцип наглядности. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

- Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, в противном случае материал быстро забывается.

- Знания, умения и навыки должны быть прочными, что­бы обеспечить высокое общее развитие. 

-Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.

Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

  1. Речь. Виды речевой деятельности



Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание -- это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей

Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

К основным видам речевой деятельности относятся:

говорение (устное выражение мысли),

слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях -- типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.

Слушание - это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.



  1. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности


Пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся. Во-первых, повышение эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, чётко представляем себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1. Цель планируем как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).

2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент планируем нестандартное начало урока

(см. приложение 1)

3. Продуманность отбора материала:

- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.

- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

- Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаем урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

- Учу строить свободные высказывания. (см. приложение 2)

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовясь к уроку, продумываем ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаем над точностью формулировок. Контролируем речь учащихся, исправляем недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

4. Об оценивании. Стараемся работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учим оценивать речь товарища, тем самым подводим к самооценке.

Во-вторых, одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно - эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.

Свою работу строим следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.


Начинаем с обогащения словаря детей. Стараемся пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараемся включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.(см. приложение 3)

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому наша задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого, прежде всего вместе с детьми выясняем, каким может быть слово.

В результате беседы приходим к выводу:

СЛОВО УБЕДИТЕЛЬНОЕ, ЖИВОЕ, ТРЕПЕТНОЕ,

ВОЛНУЮЩЕЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ, УМЕСТНОЕ,

КРАСИВОЕ, ИСКРЕННЕЕ.

Что может сделать слово?

СЛОВО МОЖЕТ ОБОГАТИТЬ, РАСТРЕВОЖИТЬ, ОЗАДАЧИТЬ,

УСПОКОИТЬ, ИЗЛЕЧИТЬ, ПОБУДИТЬ, СПАСТИ,

РАНИТЬ.

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие. Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать, призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомим детей с этимологией. Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, используем производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаем в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.(см. приложение 4)

Проводим различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания.(см. приложение 5)

В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы.(см. приложение 6)

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности.(см. приложение 7)

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


Приложение

1. - Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

- Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .

- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

2.а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;

в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

3.- Назови слова близкие (противоположные по смыслу).

- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

4. Рад и взрослый, и ребёнок, Когда беленький, как снег,

В стаде первый оленёнок Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).

- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).

- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?

- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение

отличается от слова «олень».

Или:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.

Чайчонок – чайка.

- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?

- Какая часть слова выражает это отношение?

5. При работе с синонимами использую следующие упражнения:

- Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».

- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».

- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

- Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».

- Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

6.Например:

«Картина висит».

«Картина висит на стене».

«Картина висит на стене в детской».

Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

- Составь предложение по схеме:

Кто? Что делает?

Дятел стучит

Какой? Где?

- Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес

– в нём рядом весна и осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка.

(Какое?) солнце и (какой?) ветер».

7.Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в текст.




  1. Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе


Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли на письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках в начальной школе. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Методика П. С. Тоцкого, описанная в учебнике «Орфография без правил», где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Предлагаю несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.

  1. Самостоятельное чтение слова ребенком.

  2. Прочтение слова учителем «орфографически».

  3. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).

  4. Орфографическая работа над словом:

    • постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,

    • звукобуквенный анализ слова,

    • деление слова на слоги и на слоги для переноса.

  5. Заучивание правописания данного слова:

    • подбор однокоренных слов,

    • составление словосочетания, предложения с этим словом,

    • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

  6. Запись слова в орфографический словарик.

  7. Составление рассказа из блока словарных слов

  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

  9. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

  10. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

    • по родам;

    • по числам;

    • по склонениям;

    • с непроверяемой и проверяемой гласной;

    • одушевленные или неодушевленные предметы;

    • по тематике;

    • по частям речи.

  11. Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).

  12. Придумывание словосочетаний со словарными словами

  13. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

  14. Подбор однокоренных слов.

  15. Разбор слов по составу.

  16. Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)

  17. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

  18. Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).

  19. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква).

  20. Письмо по памяти.

  21. Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».

  22. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

  23. Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).

Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.

Например:

  1. Прочитайте словарные слова «по цепочке».

  2. Прочитайте словарь хором.

  3. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй) слог.

  4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

  5. Назовите соседей слова….

  6. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

Используемые приемы способствуют развитию речи и орфографической зоркости. у младших школьников. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.

Материалом для развития речи при проведении таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, ребусы, загадки, кроссворды и многое другое.

Загадки

  1. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар)

  2. Если ты его отточишь-нарисуешь всё, что хочешь!
    Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)

  3. То я в клетку, то в линейку.
    Написать по ним сумей-ка!
    Можешь и нарисовать…
    Что такое я? (Тетрадь)

  4. До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!
    Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Рюкзак)

  5. Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

Загадки на сообразительность.

  1. Какая птица из яйца родится, а яйца не несёт? (Петух)

  2. Какая птица из сорока букв? (Сорока)

  3. Что в начале года весит 200граммов, а в конце—30граммов? (Календарь)

Кроссворд (4 класс)

По горизонтали:

2. Сто одёжек и все без застёжек.

4. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и людей кормлю.

7. Комната, где учатся дети.

8. Без окон, без дверей, полна горница людей.

9. Второй месяц осени.

По вертикали:

1. Летит птица орёл, несёт в зубах огонь.

3. Не сторожем стоит, а всех рано будит.

5. Хитрая, рыжая с пушистым хвостом, любит кур.

6. Он в альбоме выполнен акварельными красками.

(Ответы. По горизонтали: 2.Капуста. 4.Хлебороб. 7.Класс. 8.Огурец. 9.Октябрь. По вертикали: 1.Ракета. 3.Петух. 5.Лисица. 6.Рисунок.)

Пословицы, поговорки, скороговорки

  1. Одежда лучше новая, а друг – старый.

  2. Сначала думай, потом говори.

  3. Аппетит приходит во время еды.

  4. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  5. Тот герой, кто за Родину горой.

  6. Декабрь – хвостик года.

  7. Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

  8. Проворонила ворона воронёнка

Игра «Угадай слово»

  1. Что за скрип, что за хруст?
    Это что ещё за куст?
    Как же быть без хруста.
    Если я – … (капуста)

  2. Кто альбом раскрасил наш?
    Ну, конечно, … (карандаш)

  3. Чик-чирик!
    К зёрнышку прыг.
    Клюй, не робей!
    Кто же это? ... (воробей)

  4.  Все знакомы с нами:
    Яркие, как пламя,
    Мы однофамильцы
    С мелкими гвоздями.
    Полюбуйся дикими
    Алыми… (гвоздиками)

Игра - подсказка

_ а _ а _ _ а _ (карандаш)

_ а _ _ _ _ (пальто)

_ о_ о _ о (молоко)

_ о_ _о_ _ _ _ (космонавт)

Шутливые стихи

Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: «Лимон»,
Сразу станет кисло!
Г.Сапгир «Ли-мон»

Взял Егор в углу топор,
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор.
И. Дельянов «Считалка»

Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалася Муха.
Купалась она в варенье,
В отличном клубничном варенье.
В понедельник–в вишнёвой наливке.
Во вторник–в томатной подливке.
В среду–в лимонном желе.
В четверг–в киселе и смоле.
В пятницу–в простокваше,
В компоте и манной каше…
Б. Заходер «Муха-цокотуха»

Письмо по памяти

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Фразеологизмы.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Этимологический анализ

Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.

Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».

Слова: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Во всех этих словах присутствует приставка де-.

Таким образом, система работы над словарными словами способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости, формированию умения замечать новые слова и объяснять их значение или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, что способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.



  1. Использование системно - деятельностного подхода в развитии речевой деятельности


Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:

  1. Активные.

  2. Интерактивные.

  3. Исследовательские.

  4. Проектные.

На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка.

Задание 1.

Прочитай текст. Какой это текст – научный или художественный? Выпиши предложения, в которых говорится о характере мужика в русских сказках.

Русский мужик – персонаж многих русских народных сказок. В сказках характер этого героя разный. Иногда он – ленивый человек, иногда – глупый, иногда – мудрый и добрый. И называют его в сказках по-разному: мужик, Иван – крестьянский сын, добрый молодец, старший (средний, младший) сын.

Задание 2.

Прочитай текст. В каком предложении мысль не закончена? Добавь нужное слово. Напиши предложение

Машу все любят. Мама зовет ее Машенька, папа – Машутка, а бабушка – Машуля. В русском языке много ласковых …

Напиши, как ласково называют Машу в семье.

Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, обучаемся систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока и проверке домашнего задания.

Задание 1. Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».

Актуализация с элементами проверки домашнего задания.

Мини-опрос.

Есть такое определение в стихах.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

- Назовите основные понятия прошлого урока.

( Корень, однокоренные слова )

-Расскажите свои сказки о корне слова (проверка домашнего задания).

Задание 2. Тема: «Приставка»

Мотивирующее введение в тему урока

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

- Выучим стихотворение.

- Определите, что мы будем делать на уроке?

Это же четверостишие можно вспомнить в конце урока при рефлексии.

- Вспомните четверостишие про приставку, которое изучали в начале урока.

Сколько признаков приставки в нем названо? (3: стоит в начале слова, пишется слитно, образует новые слова)

Использование художественной литературы на уроках русского языка это немаловажный элемент урока. Так как русский язык и литературное чтение – это единый компонент в изучении учащимися русского языка в целом.

Здание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слова-названия признаков»

В качестве оборудования можно предложить выставку книг.

Обязательный момент на уроках в младших классах – некоторые задания выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и развивает интерес у обучающихся к предмету.

Игра «Кто больше?»

- Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере.

Назовите главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Буратино, Мальвина…)

Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов-признаков, характеризующих героя.

1 вариант: Буратино

2 вариант: Мальвина

На доске вывешивается опорная таблица для слабых учащихся.

- Какие из записанных вами качеств являются положительными.

Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.

- На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот в сапогах»)

Составьте предложение по картинке, используя слова-признаки. Нарисуй схему этого предложения. Лучшие предложения мы запишем.


Творческие игры и задания на уроках русского языка.

Обучающийся должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь творить и сотрудничать.

Обществу, как уже говорилось, нужны не только грамотные люди, но и творческие. Поэтому и надо всесторонне поощрять и использовать в процессе обучения детское творчество.

Творческие игры и задания проводятся на основе загадок. Это игра «Найди рифму», игра ролевая, игра-соревнование, игра-путешествие. Они развивают творческую личность, создают условия для развития природных задатков обучающихся, повышают эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.

Игра «Найди рифму»

Даются загадки с пропущенной рифмой, затем предлагается выбрать рифму из группы слов

Сидит у окошка

Серенькая …

(чай, лес, поле, кошка, ветер)


Летом, в самый жар,

Больно жалит нас…

(корова, песок, комар, дом, песня)


Маленькие кони

Называются…

(рак, вода, пони, цветок, ручка)


Ролевая игра.

Нужно отгадать загадки, составить небольшой рассказ и инсценировать его, используя предложения из своего рассказа


Яркий красный гребешок –

Называюсь…(петушок)


-Какие персонажи еще есть в этой сказке?

Напишите свой рассказ и инсценируйте его.


В норке проживает,

Сыр очень уважает (мышь)

-Какую сказку о мышке вы знаете? Какими чертами характера вы ее наделите?

Напишите о мышке текст и инсценируйте его.


Вот зеленая лиана,

На ней повисла …(обезьяна)

Можете ли вы повторить мимику обезьяны?

Где вам больше нравятся обезьяны: в цирке или зоопарке?

Покажите, как ходят обезьяны.


Игра – соревнование

Даются пять загадок. Кто быстрее и правильнее их отгадает, тот и победитель.

  1. Всех пловцов как ветром сдуло,

Рыщет по морю …(акула).


  1. Шевелиться ему лень,

На боку лежит…(тюлень)

  1. Как зеленый человечек,

Этот маленький… ( кузнечик).


  1. Приглашает нас в полет

Пассажирский… ( самолет).


  1. Глубоко зарылся в ил

Зубастый… (крокодил).

Дома на основе отгадок напишите рассказ или стихотворение.

Владение устной и письменной речью – ведущее общеучебное умение школьника. Его невозможно сформировать только на специально отведенных уроках.

Предлагаем задания, которые способствуют развитию речи младшего школьника при изучении русского языка.


Лексика.

1. Вставьте подходящее по смыслу и рифме слово.

- Кот живет у нас на …

А в чулане живут…

- Не поедет без бензина

Ни автобус, ни…


- Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит солнце припекло,

Убирайте…

- По полям бегут ручьи,

На дорогах…

- Скоро выйдут муравьи

После зимней…

(С. Маршак)


2. Закончи предложение.

У зайчихи были… грачата

У грачихи были… галчата

У галки были… зайчата


  1. Игра «Кто быстрее?»

Из слов составьте предложение и поставьте в конце предложения нужный знак: точку, восклицательный знак или вопросительный.


покрылся, лес, снегом, зимой

на деревьях, шапки, лежат, снега

дети из снега, снежную, лепят, бабу


  1. Устная коллективная игра «Кто он?»

Живет в лесу симпатичный зверек.

Составьте из слов три предложения.

При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.

Глазки хвост ушки

блестят дрожит торчат

круглые короткий длинные

испуганные пушистый

5. Расположите строки так, чтобы получились стихи. Обратите внимание на рифму.

Земляника

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

И имя дала мне

Родная землица.

Кто любит меня –

Тот и рад поклониться.

Как вы думаете, с какого предложения начинается это стихотворение?

Запишите это предложение.



Части речи.

Имя существительное


  1. Прочитайте предложение, вместо вопросов записывайте слова, обозначающие предмет.

По лесу рыскает (кто?). На крыше воркует (кто?). В траве прятался (кто?). Плачет (кто?).

- Когда к словам, обозначающим предмет, ставится вопрос кто?

Запишите предложение.

  1. Прочитайте, голосом выделите конец предложений.

Воробей сел на крыльцо кот сидел под деревом и смотрел на птицу.

- Найдите слова, обозначающие предмет.

К каким словам нужно поставить вопрос кто? К каким что? Почему?

Запишите предложения. Начало пишите с большой буквы, в конце ставьте точку.

3. – Правильно закончите начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задайте вопрос кто? Или что? Обоснуйте свое решение.

Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).

4. – Прочитайте слова. Напишите слово, стоящее перед скобками, и два слова из скобок, которые находятся с ним в смысловой связи. К написанным словам задайте вопрос кто? Или что? Свой выбор обоснуйте.

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

война (пушки, ружья, сражения, самолет, солдаты);

больница (помещение, уколы, врач, термометр, больные);

лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк);

чтение (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

  1. Прочитайте текст. Напишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу существительные. Задайте к ним вопросы кто? Или что? Что объединяет все написанные предложения? Закончите текст восклицательным предложением. Озаглавьте его.

Особую красоту лесу придает рябина. У нее ажурная… Осенью созревают ярко-красные… Из них варят кисели, …, …, готовят квас, уксус, … Очень любят рябину свиристели, рябинники …, …

Слова для справок: дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье, компоты.


Имя прилагательное.


  1. Замените слова, обозначающие признак предмета, словами, противоположными по значению.

Трусливый зайка, слабый мороз, старое пальто, темное небо, сладкая ягода.

  1. - Прочитайте слова. Подберите для каждого слова свою пару.

День проливной

Туча огромная

Дождь темная

Лужа ясный

Ночь грозовая

  1. Подберите к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки этого предмета.

Дуб душистый

Травы тонкая

Былинка глубокая

Ландыш могучий

Озеро сочные

  1. Прочитайте текст

Вася сидит на бережку. Он читает книгу. В пруду кувыркаются уточки. Тихо шуршит камыш.


Уточки широкие носики прячут в воду. Желтые лапки на солнышке сушат. Утята бегают. Старые уточки следят за малышами.

- Сколько частей в этом тексте?

Выпишите ту часть текста, к которой подходит заголовок «Уточки».

Подчеркните слова, которые обозначают признак предмета.

  1. Прочитайте пословицы.

Летний день – что зимняя неделя

Хорошее дело два века живет.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы они отвечают?

Запишите одну из пословиц по памяти.

  1. Догадайтесь, о каких предметах идет речь.

… (какой?) теплый, ясный

… (какая?) спелая, яркая, душистая

… (какое?) сладкое, фруктовое, сливочное

… (какие?) шумные, звонкие

Запишите слова, которые обозначают предмет, рядом – признак предмета.

  1. – По данным признакам угадайте предмет.

Хитрая, ловкая, рыжая…

Вкусное, парное…

Теплый, ласковый, весенний…

- Спишите, добавляя угаданное слово.

8. – К словам первого столбика подберите антонимы и синонимы из слов второго столбика.

жадный юный, старый

дорогой холодный, знойный

жестокий скупой, щедрый

молодой свирепый, добрый

жаркий ценный, дешевый

- Что обозначают данные слова?

9. – Прочитайте слова.

большой секретный

быстрый веселый

смелый могучий

тайный огромный

сильный скорый

радостный храбрый

- К каждому из прилагательных левого столбика подберите синонимы из правого столбика. Запишите прилагательные парами.


Глагол.


  1. Подберите слова – действия предметов, близкие по смыслу.

сторожит –

приглашает –

ходит –

2. - Отгадайте загадку.

Ползет, шипит живой канат,

Несет в себе опасный яд.


Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Запишите отгадку. Выпишите из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаковые звуки в конце этих слов обозначаются разными буквами?

3.– Вставьте в предложение одно и то же слово.

Мальчик … в школу. Весна …

Ребенок … за лодочкой. Ручеек … по канавкам.

- На какой вопрос отвечают эти слова? Когда они используются в прямом смысле, а когда в переносном?

Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.

Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.

4.– Вставьте подходящие по смыслу слова для справок так, чтобы получилось стихотворение.

______ лед ____ .

Вышел на берег народ,

______ , как река ______ ,

Лед в кусочки ________ .

Слова для справок: разбивает, идет, играет, смотрит.

- Запишите получившийся текст. Подчеркните двумя чертами слова, обозначающие действия предмета.

5. – Подберите антонимы к данным глаголам.

Поднимается, нападает, спускается, защищает, теряет, освещает, начинает, находит, затемняет, кончает.

6.– Прочитайте, как описал весну И. Соколов-Микитов.

Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш падают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раскисли дороги. Лед на реке посинел.

На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.

Весело скачут на дворе воробьи – проводили зиму, радешеньки - рады:

- Жив! Жив! Жив!

- Запишите первый абзац. Понадобились ли писателю слова, которые называют предмет, действие, признак предмета.


Используя принцип деятельности на уроках русского языка, формируем у учащихся основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно – методическому комплексу.











  1. Развитие речи на уроках русского языка


Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

С первых дней детей в школе необходимо проводить в начале урока речевую разминку, в которую включаем различные речевые упражнения:

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки: 
Лара у Вали
Играет на рояле.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…

Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.

Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной ?

Дети: За малиной !

Учитель: За грибами ?

Дети: За грибами !

Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем ?

Дети: Что же 
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету !

5. Проведение игры " Птичья стая ".

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.

Виды творческих работ на уроках русского языка

1. Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание:  

 Вставь пропущенные глаголы с не.

Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ...      игроки. «Сорвать решающий матч!»-...    капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)

Тема урока: «Диалог».

Задание: Восстанови пропущенные реплики.

-  Да, на юге.

-  В Крыму.

-  Конечно, видел! Купался в нем!

-  Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.

Тема урока: «Число имен существительных».

Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму

одного числа.

В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир, ... , ... .Во

Втором отделе можно купить макароны,........ В третьем отделе вам любезно предложат

различные кондитерские изделия: конфеты... .

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

5.   Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм

произношения слов.

Тема урока: «Лексическое значение слов».

1.  Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2.            Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3.            Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4.  Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве (филология).

6.Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:

1.   Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

2.О ком так говорят?

Белая ворона                              звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый                            правая рука

Желторотый птенец                   язык без костей

Собаку съел                               семь пядей во лбу

Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке   (медленно)

Рукой подать            (близко)

Кривить душой        (лгать)

Повесить нос            (грустить)

Себе на уме               (хитрый)

Гонять лодыря          (бездельничать)

Во все лопатки          (быстро)

Раз два и обчелся      (мало)

Куры не клюют         (много)

Кожа да кости           (худой)

Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить ... в мешке

Пустить ... в огород

Делить шкуру неубитого ...

Смотреть как ... на новые ворота

Дуется как ... на крупу

Набито как в бочке ...

Писать как ... лапой

Тема урока: «Спряжение глагола. Лицо, число»

Задание: Закончи предложения. Вставь пропущенные окончания.

Много слыш... и вид... в лесу внимательный охотник. Он слыш..., как ..., ... . Он вид..., как ..., ... . «Охотник слыш... , как лес дыш...»,- говор... русская пословица.

Тема урока: « Слово как самостоятельная часть речи. Морфология»

Задание: Определи, слова какой части речи пропущены. Объясни роль имен прилагательных в тексте. Допиши 2-3 предложения о том, что будет сниться ежику в его лесных снах.

В ... дни готовит ... логово. Ночью и днем таскает в ... нору под ... пнем ... листочки и ... мох стелет ... постель.

Придет ... зима, накроет его нору ... сугроб. Тепло ежу под ... одеялом. До солнышка проспит зверек. И будут сниться ему лесные ....

7.Редактирование текста.

8.Распространение рассказа.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия. Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения».Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

1.  Знакомство с текстом.

2.            Детальное рассмотрение картины А.Пластова «Косцы».

3.            Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)

4.  Распространение рассказа на основе художественных текстов.
9.Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.

 Тема урока «Что обозначает имя прилагательное».

Задание: Опиши какое-нибудь животное также интересно, используя для этого имена прилагательные.

Огромный жук был словно в латах - истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи- это два широких острых серпа.

Говорят, что когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное- летящий с глухим жужжанием крест.

10.Осложненное списывание.

Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».

Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. В огороде у дорожки Стоит солнышко на ... . Только желтые лучи У него не ... .

Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.

11.Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.

Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».

Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.

Дятел с длинным белым червем в клюве нырнул в круглое отверстие дупла. Я закрыл дырочку ладонью. Но в это время дятел из дупла вдруг как долбанет мою ладонь, что я с криком отдернул руку.

И тут я подумал: «Какой храбрец! Не посмотрел на то, что я раз в двести больше его».

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

12.     Работа с контекстуальными синонимами.

Обогащение словаря школьника - важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшею усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Тема урока: «Местоимение». Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки.

В лесу старик долго искал медведя. Вскоре старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

13.     Разгадывание кроссвордов.

Условия реализации и внедрения опыта.

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи- это прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свистунова Елена Александровна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения. Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-n-nosov-kak-nieznaika-sochinial-stikhi"
    ["file_id"] => string(6) "114645"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411584338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства