kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Смысловое чтение в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Смысловое чтение в начальной школе в соответствии с ФГОС»»


Тема: «Смысловое чтение в начальной школе в соответствии с ФГОС»




Абрамова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


Содержание




I. Введение_______________________________________________________3

II. Основные виды работы с текстом_________________________________ 4

  1. Применение знаний при работе с текстом_____________________4

  2. Основные виды работы с текстом___________________________4-5

  3. Поэтапное внедрение при работе с текстом____________________7

  4. Условия при обучении работы с текстом______________________ 8

  5. Межпредметные связи___________________________________ 9-10

III. Заключение___________________________________________________10

IV. Используемая литература_______________________________________11

















Введение

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Ожидаемые результаты в формировании УУД в начальной школе предполагают:


Личностные результаты

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________________________

Класс


Универсальные учебные действия

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».



2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.



3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.



4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.



2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».



2. Уважение к своему народу, к своей родине.



3. Освоение личностного смысла учения, желание учиться.



4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.



3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».



2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.



3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.



4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.



4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.



2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.



3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.



4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей


































Регулятивные результаты

Класс

Универсальные учебные действия

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.



2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.



3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.



4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.



2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.



2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.



3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.



4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.



5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.



6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).



7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.



8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.



3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.



2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.



3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.



4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.



5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.



6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.



7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.



8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.



4 класс

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.



2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.



3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.






Познавательные результаты

Класс

Универсальные учебные действия

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.



2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.



3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.



4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.



5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.



2 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.



2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.



3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.



4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .



5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.



6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.



7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы



3 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.



2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.



3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)




4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.



5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.



4 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.



2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.



3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников




Коммуникативные результаты

Класс

Универсальные учебные действия

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.



2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.



3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.



4. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.



5. Слушать и понимать речь других.



6. Участвовать в паре, группе.



2 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.



4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



3 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.



4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



6. Критично относиться к своему мнению.



7. Понимать точку зрения другого.



8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



4 класс

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.



4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.



6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



7. Понимать точку зрения другого



8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.






Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности. Особенности курса литературного чтения определяют его ключевые направления:

  1. Формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно – речевых умений на текстовой основе, связывающие уроки русского языка и литературного чтения;

  2. Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и её нравственно – духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно – эстетического отношения к людям и к окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.

  3. Введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью в духовной потребности к книге как средстве познания мира и самопознания.


Основные виды работы с текстом

Применение знаний при работе с текстом

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

  • Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».

  • Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».

  • Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».


Основные виды работы с текстом

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).

Чтение (пересказ) по готовому плану.

Чтение текста, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видов:  пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).

Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из:

1. вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики);

2. осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?");

3. рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).

Чтение по группам - это длина группы, которую можем прочитать сразу, без движения взгляда слева направо.

Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Поэтапное внедрение при работе с текстом

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Условия при обучении работы с текстом

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.



Межпредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).


Заключение

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.



















Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013

4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.

5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014

7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Абрамова Ирина Викторовна



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Смысловое чтение в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Автор: Абрамова Ирина Викторовна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Формирование метапредметного результата смысловое чтение" "
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniie-mietapriedmietnogho-riezul-tata-smyslovoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "190670"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427205994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1"
    ["file_id"] => string(6) "236816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444155203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства