Классный час. 4 «В» класс
  Классный руководитель: Беккер Г.Н.
 
 
  «Ищите в юности начала добрых дел, и корни зла ищите тоже в детстве…»
  Неизвестный поэт эпохи Возрождения
 
 
  «Знаешь историю – ты гражданин!
  Знать её все мы должны как один»
  Р. Энсани
 Тема : « Я – гражданин»
 Цели:
 - познакомить с жизнью страны, нашего Отечества, с её настоящим;
 - воспитание у детей чувства долга и ответственности перед обществом, осознание своего единства с народом.
 
 
 Оборудование:
 - портреты русских поэтов;
 - репродукции картин русских художников;
 - фломастеры и карандаши;
 - листочки;
 - Российский герб и флаг;
 - фонограмма гимна (текст гимна);
 - карта и глобус.
 
 
 1) Вступительное слово учителя.
 - Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.
 - Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Высказывания детей)
 - Вы рассказали, в каких прекрасных местах вы были. Но , где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
 (Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина – это - …)
 - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда мы слышим слово Родина.
 - А теперь представьте (включается музыка) : знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
 - Талантливые люди: поэты, художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих красоту русской природы.
 (Рассматривание репродукций картин русских художников)
 - Ученик читает стихотворение М. Исаковского:  
 
 
 Вижу чудное приволье,
 Вижу нивы и поля:
 Это - русское раздолье,
 Это – русская земля!
 Вижу горы – исполины,  
 Вижу реки и моря:
 Это – русские картины,  
 Это – родина моя!
 Слышу пенье жаворонка,
 Слышу трели соловья:
 Это – русская сторонка, это – родина моя!
 
 
 2) Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.
 
 
 А) – Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
 - Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (Учитель показывает свидетельство о рождении)
 - Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей)
 - Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
 - Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (России, российской Федерации)
 - А теперь попробуйте заменить слово « страна» словом- синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать – страна и государство.
 - Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы. (Обращение к карте и глобусу)
 
 
 Б) Игра.
 А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство».
 (Каждое слово обсуждается, обосновывается)
 
 
 Варианты:
 Город – меньшая част страны;
 Руда – полезное ископаемое;
 Дорога – без них не возможно передвижение по стране;
 Суд – государственное учреждение, которое разрешает споры;
 Вода – народное достояние;
 Рост – движение , развитие;
 Рота – защитники государства;
 Товар – торговля в стране, с другими странами;
 Род, родство – семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы – будущее России.
 - Без кого не может существовать государство? (Без людей)
 - Нарисуйте нашу страну.
 
 
 В) Понятие о символах государства.
 - На протяжении всемирной истории
 все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? (Это герб, гимн, флаг)
 (Учитель рассказывает об истории возникновения символов нашей страны)
 - А в какой стране вы хотели бы жить? (Сочинения)
 - А сейчас послушайте размышления ваших сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В какой бы я хотела жить стране?
 Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
 В которой люди счастливы всегда,
 Друг друга не обидят никогда,
 Где не слышны глухие взрывы,
 И где закаты так красивы!
 Я так люблю простор страны своей,
 Хоть далека она от совершенства.
 Хочу , чтоб испытали люди в ней
 Любовь большую, счастье и блаженство.
 
 
 Я хотела б жить в стране,
 Где зима и лето.
 Я б хотела, как Есенин,
 Быть её поэтом.
 Я хочу, чтоб президент
 Умным был и честным,
 Чтоб страну свою любил,
 Был с народом вместе.
 Чтобы жить в стране могли
 Весело и дружно,
 Чтоб спокойно спать могли,
 И не было б оружья.
 
 
 Человеку много нужно,
 Чтобы счастливо прожить.
 Нужен дождь и даже лужи,
 Нужно с кем-нибудь дружить.
 Нужен ветер, нужно море,
 Нужно солнце и леса,
 Нужно счастье, нужно горе
 И родные голоса.
 Невозможно без природы,
 Бес сияющих небес.
 Хорошо иметь свободу,
 Мир загадок и чудес.
 Чтобы жить на белом свете,
 Чтоб остался рядом друг.
 Надо главное заметить,
 Всё почувствовать вокруг.
 
 
 (В заключении исполняется Российский гимн)