Классный час. 4 «В» класс
Классный руководитель: Беккер Г.Н.
«Ищите в юности начала добрых дел, и корни зла ищите тоже в детстве…»
Неизвестный поэт эпохи Возрождения
«Знаешь историю – ты гражданин!
Знать её все мы должны как один»
Р. Энсани
Тема : « Я – гражданин»
Цели:
- познакомить с жизнью страны, нашего Отечества, с её настоящим;
- воспитание у детей чувства долга и ответственности перед обществом, осознание своего единства с народом.
Оборудование:
- портреты русских поэтов;
- репродукции картин русских художников;
- фломастеры и карандаши;
- листочки;
- Российский герб и флаг;
- фонограмма гимна (текст гимна);
- карта и глобус.
1) Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Прочитайте тему урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Высказывания детей)
- Вы рассказали, в каких прекрасных местах вы были. Но , где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой. Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
(Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: «Родина – это - …)
- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда мы слышим слово Родина.
- А теперь представьте (включается музыка) : знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?
- Талантливые люди: поэты, художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих красоту русской природы.
(Рассматривание репродукций картин русских художников)
- Ученик читает стихотворение М. Исаковского:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это - русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка, это – родина моя!
2) Раскрытие понятия: государство. Творческая работа.
А) – Вы, ребята, говорили, что Родина – это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина – это дом, в котором живём. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.
- Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (Учитель показывает свидетельство о рождении)
- Что в нём записано, кто знает? (Высказывания детей)
- Да, этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
- Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (России, российской Федерации)
- А теперь попробуйте заменить слово « страна» словом- синонимом. Эти слова обозначают одно и то же. Можно сказать – страна и государство.
- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства. У каждого государства есть свои границы. (Обращение к карте и глобусу)
Б) Игра.
А теперь предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, используя только буквы слова «государство».
(Каждое слово обсуждается, обосновывается)
Варианты:
Город – меньшая част страны;
Руда – полезное ископаемое;
Дорога – без них не возможно передвижение по стране;
Суд – государственное учреждение, которое разрешает споры;
Вода – народное достояние;
Рост – движение , развитие;
Рота – защитники государства;
Товар – торговля в стране, с другими странами;
Род, родство – семейная группа, государство заинтересовано, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы – будущее России.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Нарисуйте нашу страну.
В) Понятие о символах государства.
- На протяжении всемирной истории
все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? (Это герб, гимн, флаг)
(Учитель рассказывает об истории возникновения символов нашей страны)
- А в какой стране вы хотели бы жить? (Сочинения)
- А сейчас послушайте размышления ваших сверстников, их чувства и мысли очень созвучны с вашими.
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу , чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Бес сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
(В заключении исполняется Российский гимн)