Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления младших школьников»
Технология развития критического мышления младших школьников.
В качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, выдвигают перемены, происходящие в современном образовании. У меня, как у учителя, есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
В своей работе я применяю технологию «Развитие критического мышления». Цель её состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.
Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Дж. Браус и Д. Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, это поиск здравого смысла, т. е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учётом своей точки зрения и других мнений.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил. Её применение в педагогической деятельности позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы урока (вызов) – заинтересовать учащегося, мотивировать на дальнейшую работу, но и вызвать уже имеющиеся знания.
На фазе осмысления идёт работа с информацией.
На третьем этапе урока информация анализируется и перерабатывается.
Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто. Я использую в своей работе различные стратегии обучения, которые способствуют развитию личности ребёнка. Остановлюсь на некоторых стратегиях, которые нашли своё отражение в технологии развития критического мышления.
Синквейны.
В переводе с французского слово синквейн означает пять. В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Данная стратегия используется на уроках чтения. Значение слова сказка можно определить на основе составления синквейна.
Кластеры.
Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Учащиеся в центре записывают слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Например, при чтении рассказа М. Пришвина «Приёмыш». В центре записывают слово Тарас, вокруг слова, которые характеризуют его.
Логическая цепочка.
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
«Мозговой штурм».
Данная стратегия позволяет не только активизировать учеников, но и формирует нестандартное мышление. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации.
Обобщая все вышеуказанное, я наблюдаю, что технология развития критического мышления направлена на формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает учеников и учителей способами работы с информацией.