Технология развития критического мышления – эффективный способ развития познавательных УУД младшего школьника
Технология развития критического мышления – эффективный способ развития познавательных УУД младшего школьника
Мастер-класс " Технология развития критического мышления - эффективный способ развития познавательных УУД у младших школьников " способствует повышению профессионально компетентности педагогов через организацию совместной деятельности по освоению приёмов технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Технология развития критического мышления – эффективный способ развития познавательных УУД младшего школьника»
Провели:
Аугустаускене С.И.,
учитель начальных классов,
Чебыкина М.И.,
учитель начальных классов
Соликамск – 2019 г.
Мастер-класс
«Технология развития критического мышления – эффективный способ развития познавательных УУД младшего школьника»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через организацию совместной деятельности по освоению приёмов технологии развития критического мышления.
Задачи:
Создать условия для профессионального общения и роста творческого потенциала педагогов.
Актуализировать и обобщить знания участников мастер-класса по ТРКМ.
Познакомить с приемами и методами технологии развития критического мышления как средства формирования УУД у обучающихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал по теме.
Участники мастер-класса: педагоги начального общего образования.
Структура мастер-класса
Организационный момент.
Определение проблемы.
Работа по теме: теоретический и практический аспекты.
Рефлексия.
Заключение.
Содержание мастер-класса
Организационный момент. Введение в тему.
Мы говорим коллегам «Здравствуйте»
С Крещеньем поздравляем
В Крещение Господнее
Хотим Вам пожелать
Здоровья, счастья, радости,
Спокойствия в душе!
В этот православный праздник Крещения Господня мы приветствуем на нашем мастер-классе самых разносторонних, мудрых, творческих и креативных педагогов нашего города.
Вы услышали слова, которые являются характеристиками педагога 21 века. Найдите в аудитории буквы, обозначающие первые звуки этих слов…
Соотнесите теперь эти буквы между собой.
Кто догадался, чему будет посвящён наш мастер-класс?
/технологии развития критического мышления/
Технология развития критического мышления – эффективный способ развития познавательных УУД младшего школьника.
Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска.
Определение проблемы
Чтобы работа была успешной, нам надо определиться, что мы знаем по этой теме. Перед вами карточка с названием приёма ТРКМ и характеристикой. Соотнесите название приёма с характеристикой /индивидуальная работа/
Название приёма
Характеристика приёма
Карта памяти
Ранетка
РАФТ
Фишбоун
Дерево предсказаний
Зигзаг
Выглядит, как…Звучит,как…
Общее-уникальное
Рамка или Статья
Упражнение на тренировку умение прогнозировать развитие ситуации.
Приём для развития умения систематизировать информацию, подбирать нужные данные для решения каких-либо вопросов, важно научиться быстро фиксировать возникающие идеи.
Приём, направленный на изучение и систематизацию большого по объёму материала.
Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д.
Упражнение направлено на развитие умения оценивать информацию с точки зрения её правильности.
Приём, направленный собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему.
Прием может быть использован для развития умения устанавливать причинно-следственные связи, определять факторы, влияющие на ситуацию, и выбирать наиболее эффективное решение.
Упражнение на развитие зрительных и слуховых ассоциаций какого-либо термина.
Прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики.
Прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Кому было легко работать? С какими приёмами хорошо знакомы?
Работа по теме
Теоретический аспект
Предлагаем вспомнить, что это за технология и кто её создал? Во время просмотра видео заполните, пожалуйста, по цепочке карточку словами или предложениями, которые характеризуют ваше понимание данной темы (Приложение 1).
Видео ТРКМ (Приложение 2).
Подводим итог вашей работы.
Таким образом, ТРКМ – это…..
Вы познакомились с одним из приёмов технологии развития критического мышления КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОЛЕСО.
Практический аспект
А сейчас мы познакомим вас с другими приёмами данной технологии, которые способствует развитию познавательных УУД у школьников. Если они вам знакомы, вы будете нашими помощниками.
При работе с текстом можно использовать приём ИНСЕРТ (Приложение 3).
Прочтите статью. Во время чтения вам нужно сделать следующие пометки на полях:
«V» –информация подтвердилась
«-» - информация противоречит нашим предположениям
«+» -новая информация
«?» - информация требует дополнительного уточнения.
( Индивидуальная работа участников мастер-класса)
-Какая информация подтвердилась?
-Какая информация противоречит нашим предположениям ?
-Какую нашли новую информацию?
-Какая информация требует дополнительного уточнения.
Предлагаем познакомиться ещё с одним приёмом ОБЩЕЕ УНИКАЛЬНОЕ, который способствует развитию аналитических способностей.
Работа в парах.
Общее - части речи, уникальное – запишите, работая в парах.
Мы с вами поработали индивидуально, в парах, предлагаем поработать в группах. Перед вами рыбий скелет.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. (Приложение 4).
Этот приём называется ФИШБОУН. Он отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвоения.
Технология развития критического мышления – это технология, в которой очень много приёмов, которые способствуют развитию всех УУД у обучающихся. Обо всех мы вам рассказать не сможем в силу ограниченности во временных рамках. Но предлагаем выполнить проверку своих знаний по образцу. Вернитесь к таблице, с которой работали в начале мастер-класса. Соотнесите с образцом (Приложение 5).
Оцените себя, используя сегодня волшебную капельку крещенской воды. Капелька улыбчивая – я молодец, всё знаю! Капелька грустная – есть над чем работать…
Рефлексия
В завершении работы нашего мастер – класса мы предлагаем отрефлексировать свою работу, используя один из приёмов технологии критического мышления.
Предлагаем написать в группах синквейн, анализируя работу по технологии критического мышления.
Название – обычно 1 существительное
Описание – 2 прилагательных
Действие – 3 глагола
Чувство – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
Повторение сути темы – 1 существительное
Кто желает зачитать стихотворение?
Наша версия.
Технология.
Инновационная, образовательная.
Мыслить, анализировать, сопоставлять.
Всё новое всегда интересно.
Новизна.
5.Заключение
Все описанные методы развития критического мышления позволяют активно развивать мыслительные способности человека. Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, выращивайте дерево предсказаний и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что ваши ученики стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. А значит, эта технология - один из эффективных способов формирования познавательных УУД младшего школьника.
Для того, чтобы ваша работа по данной технологии была плодотворной, мы приготовили для вас буклет и памятку с описанием приёмов.
Библиографический список
Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке; Просвещение - Москва, 2012.
Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие; КАРО- , 2013.
Прокофьева О. О., Снопкова Е. И. Педагогика. Практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления; МГУ им. А. А. Кулешова - Москва, 2009.
Приложение 3.
Что такое критическое мышление
Что такое критическое мышление? Если сильно не вдаваться в нюансы, то это умение воспринимать информацию, понимать ее, уметь выделять главное. Мы привыкли слушать в пол-уха, пропускать существенные детали, которые могли бы подсказать правильное решение. Критическое мышление предполагает, что человек умеет слушать, понимать информацию, оценивать ее и накладывать ранее примененные решения на конкретную ситуацию. Люди, обладающие таким видом мышления, умеют устанавливать связи между событиями и явлениями, логически организовывать информацию.
Тех, кто обладает развитым критическим мышлением, можно достаточно легко определить по нескольким основным признакам:
У них всегда есть план для выполнения конкретной задачи, и они в принципе планируют свою жизнь, как на краткосрочный период, так и создавая долгосрочные планы.
При общении с другими людьми они проявляют гибкость, внимательно относятся к чужому мнению и умеют воспринимать чужие идеи.
Они настойчивы при достижении своих целей.
Их важная черта – умение анализировать и исправлять свои ошибки, и использовать их для наработки опыта. Эти люди действительно умеют учиться на своих ошибках.
В ходе коллективного обсуждения вопросов они всегда отслеживают ход дискуссии, организовывая совместный анализ предлагаемых вариантов решений.
Критически мыслящие способны к компромиссам, они разъясняют всем участникам обсуждения точки зрения сторон, показывают варианты развития событий, добиваясь понимания всеми собеседниками сути предлагаемых путей решения и последствий, которые за ними последуют.
Стадии развития критического мышления
Для того чтобы развивалось критическое мышление, человек должен пройти несколько основных стадий:
Вызов.
Осмысление новой информации.
Рефлексия.
Стадия 1. «Вызов»
На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать. Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него – значит им сделан первый шаг к успешному результату.
Стадия 2. «Осмысление информации»
После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
В момент осмысления формируются основные вопросы относительно полученной информации, определяется важное и второстепенное для будущего решения задачи.
Стадия 3. «Рефлексия»
Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.
На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение.
Приложение 4.
Прочитайте слова. Определите тему урока, запишите её в голове рыбы. Слова распределите в скелете рыбы по какому-либо признаку. Сделайте вывод, запишите его в хвосте рыбы.