kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.          В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. 

  Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. В данной статье можно найти описание приемов для каждой стадии урока, разработанного в ТРКМ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТРКМ»

МОУ Степнинская СОШ




ТРКМЧП
(технология развития критического мышления через чтение и письмо)





Сообщение подготовила

учитель начальных классов

Захарова Елена Николаевна








«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования». В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.


«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы». Дж. Тэрбер.


Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.


Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами в 80-е годы ХХ столетия. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, Стотт Уолтер. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом: «Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи».


Что же такое критическое мышление?

Ответить на этот вопрос можно приведя цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами»

Ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение.




«Педагог … спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает». С.Т.Шацкий

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.


Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют.


Технология РКМ базируется на «двух китах»:

· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,

· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.



Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.


Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.


Приемы стадии «Вызов»

  1. Кластер

  2. Корзина идей

  3. Денотатный граф

  4. Дерево предсказаний

  5. Верные и неверные утверждения

  6. Круги по воде

  7. Мозговой штурм


Кластер (переводится как «гроздь», «пучок»)

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Кластер – универсальный прием – подходит на любой стадии урока.


Корзина идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

Пример "корзины идей":

- Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник?

- Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию.

- О каких праздниках мы говорим "наши", "мой"?

- Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута)

- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

- Попробуем систематизировать полученную информацию.


Денотатный граф

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Цель приёма:

Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.


Верные и неверные утверждения

Описание приёма:

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Пример:

На занятии по ПДД по теме «Виды дорог. Перекресток» на стадии вызова учитель предлагает детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10




Вопросы:

1) … есть автомобили, которым разрешается нарушать правила дорожного движения?

2) … для того чтобы не было аварий, автомобили скрой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?

3) … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и уступают дорогу для проезда?

4) … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?

5) … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже восемь рядов.

6) … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для каждодневного движения легковых автомобилей.

7) … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.

8) … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.

9) … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.

10) … заторы на дорогах называют пробками.

После этого учащиеся переходят к изучению нового материала. Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.

Возврат к вопросам.

- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

Учитель читает вопросы, дети отвечают.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?


Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.



Приемы стадии «Осмысление»

  1. Инсерт

  2. Чтение с остановками

  3. Фишбоун (Рыбий скелет)

  4. Таблица «Плюс – минус – интересно»

  5. Таблиза ЗХУ

  6. Сводная таблица

  7. Концептуальная таблица

  8. Стратегия «Вопросительные слова»

  9. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

  10. Прием «Толстый и тонкий вопросы»

  11. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)


Инсерт

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Фишбоун

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


Таблица «Плюс – минус - интересно»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".


«Таблица – ЗХУ»

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».


Сводная таблица

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики


Концептуальная таблица

Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.


«Толстый и тонкий вопросы»

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

· Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

· Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

· Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая времени, которое займет ответ на них. Учителя такие вопросы могут назвать неуместными и несвоевременными. Описанный прием как раз и развивает умение оценивать уместность той или иной формулировки, хотя бы по временному параметру.

Толстые ?

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Например: «Kакова связь между временем года и поведением человека?».

1.

2.

Тонкие ?

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначый, «фактический», обстоятельный ответ.

Например: «Kоторый сейчас час?».

1.

2.


«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.


Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

· Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.


· Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как?

Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..?

Применение Практические Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ Интерпретационные Почему?

Синтез Творческие вопросы Что будет, если..?

Оценка Оценочные Как вы относитесь


Приемы стадии «Рефлексия»

  1. Эссе

  2. Рафт

  3. Диаманта

  4. Синквейн

  5. Хоку (хайку)

  6. Бортовые журналы

  7. Двухчастный дневник

  8. Трехчастный дневник

  9. «Шесть шляп мышления»


Эссе

Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы

Модель написания эссе:

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

  2. Работа над черновиком.

  3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

  5. Публикация. Чтение на аудиторию


Рафт

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.


Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.


Хайку

Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Искусство писать хайку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.

Краткие правила написания хайку:

  • Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.

  • Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.

  • Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.

  • Не должно быть рифмы.

  • Повествование ведется в настоящем времени.

  • Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.

  • Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.


Вот какие хайку сочинили учащиеся МОУ-ООШ № 23 г. Чапаевска Самарской области по теме "Пустыни России" на уроке окружающего мира:

Вот взошло солнце.

Вновь воздух сух и горяч.

Кругом лишь пески… (Дронова Юлия)


Ежи, корсаки

Вдруг попрятались в норы.

Полуденный зной. (Коллер Виктория)


Шесть шляп мышления

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.


Составляя урок в ТРКМ нужно помнить несколько важных моментов:

· Проблемную ситуацию на стадии "Вызов" постарайтесь создать таким образом, чтобы ученик испытал острое чувство удивления или затруднения, осознал противоречие, тогда Ваш ученик сможет самостоятельно сформулировать вопрос или проблему.

· При осмыслении нового материала обращайтесь к жизненному опыту учащихся: им будет понятнее и интереснее

· Рефлексия урока - мостик к следующему уроку. На стадии "Рефлексия" надо поставить перед учащимися новые цели обучения.


«Много – не есть хорошо». Не перегружать урок приёмами. Урок не резиновый, поэтому используйте не более двух приемов на одной стадии и подводите итог каждому приему, использованному в уроке. В противном случае работа будет неэффективной.

· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

· Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому

· Урок строится так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не выслушали из уст умного учителя.

· Давать творческие задания: создание своего авторского, чего ещё не существует

· Учите детей формулировать и задавать вопросы, а не только отвечать на них.

· Дети должны быть главными действующими лицами на уроке.


Закончить выступление хочу словами:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».



14



Просмотр содержимого презентации
«ТРКМ»

ТРКМЧП  (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы».  Дж. Тэрбер. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами в 80-е годы ХХ столетия. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, Стотт Уолтер. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы». Дж. Тэрбер.

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами в 80-е годы ХХ столетия. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, Стотт Уолтер. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим ».

«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом: « Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи».

Что такое «критическое мышление»?

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами»

Ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение.

«Педагог … спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает» .  С.Т.Шацкий  Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют.

«Педагог … спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает» . С.Т.Шацкий

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, наконец, сочиняют.

Технология РКМ базируется на «двух китах»:

Технология РКМ базируется на «двух китах»:

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Приемы стадии «Вызов»

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Приемы стадии «Вызов»

  • Кластер
  • Корзина идей
  • Денотатный граф
  • Дерево предсказаний
  • Верные и неверные утверждения
  • Круги по воде
  • Мозговой штурм
  • Понятийное колесо
Кластер

Кластер

Корзина идей

Корзина идей

Денотатный граф

Денотатный граф

Верные и неверные утверждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Верные и неверные утверждения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приемы стадии «Осмысление»

Приемы стадии «Осмысление»

  • Инсерт
  • Чтение с остановками
  • Фишбоун (Рыбий скелет)
  • Таблица «Плюс – минус – интересно»
  • Таблиза ЗХУ
  • Таблица-инсерт
  • Сводная таблица
  • Концептуальная таблица
  • Стратегия «Вопросительные слова»
  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
  • Прием «Толстый и тонкий вопросы»
  • «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Инсерт «  » – уже знал  « + » – новое  « – » – думал иначе   « ? » – есть вопросы Инсерт Значки    Ключевые слова  +  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость –  ?  Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Инсерт

« » – уже знал

« + » – новое

« » – думал иначе

« ? » – есть вопросы

Инсерт

Значки

Ключевые слова

+

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

?

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Фишбоун

Фишбоун

Таблица «П-М-И» «+» Что в этом хорошего?  «-» Что в этом плохого? «?» Что в этом интересного? «З» знаем  «Х» хотим узнать  «У» узнали

Таблица «П-М-И»

«+»

Что в этом хорошего?

«-»

Что в этом плохого?

«?»

Что в этом интересного?

«З»

знаем

«Х»

хотим узнать

«У» узнали

Сводная таблица Линия сравнения   млекопитающие  насекомые птицы земноводные пресмыкающиеся  тело      конечности      передвижение      питание  Концептуальная таблица Линии сравнения   Арктика  Тундра

Сводная таблица

Линия сравнения млекопитающие насекомые птицы земноводные пресмыкающиеся

  • тело
  • конечности
  • передвижение
  • питание

Концептуальная таблица

Линии сравнения Арктика Тундра

  • Географическое положение
  • Освещенность
  • Почва
  • Климат
  • Растительный мир
  • Животный мир
  • Деятельность человека
«Толстый и тонкий вопросы» Толстые вопросы  ? Тонкие вопросы  ? Объясните , почему… ? Почему Вы считаете…. ? В чем различие…… ? На что похоже ? Кто ? Что ? Когда ? Может ?  Будет ? Мог ли ? Верно ли ? Согласны ли Вы ?

«Толстый и тонкий вопросы»

Толстые вопросы

?

Тонкие вопросы

?

Объясните , почему… ?

Почему Вы считаете…. ?

В чем различие…… ?

На что похоже ?

Кто ? Что ?

Когда ? Может ?

Будет ?

Мог ли ?

Верно ли ?

Согласны ли Вы ?

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Приемы стадии «Рефлексия»

Приемы стадии «Рефлексия»

  • Эссе
  • Рафт
  • Диаманта
  • Синквейн
  • Хоку (хайку)
  • Бортовые журналы
  • Двухчастный дневник
  • Трехчастный дневник
  • «Шесть шляп мышления»
Эссе Модель написания эссе: Рафт Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Эссе

Модель написания эссе:

Рафт

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

  • Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
  • Работа над черновиком .
  • Правка . Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
  • Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  • Публикация. Чтение на аудиторию
  • Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?
  • А – аудиторией. Кому вы будете писать?
  • Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).
  • Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
ДИАМАНТА  ЛИСТ ДЕРЕВА рождение зеленый, яркий светящийся, растущий, цветущий жара, движение, солнце, пища увядающий, замедленный, туманный коричневый, старый смерть СИНКВЕЙН

ДИАМАНТА

ЛИСТ ДЕРЕВА

рождение

зеленый, яркий

светящийся, растущий, цветущий

жара, движение, солнце, пища

увядающий, замедленный, туманный

коричневый, старый

смерть

СИНКВЕЙН

Хокку (хайку) Краткие правила написания хайку:

Хокку (хайку)

Краткие правила написания хайку:

  • Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.
  • Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.
  • Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.
  • Не должно быть рифмы.
  • Повествование ведется в настоящем времени.
  • Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.
  • Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.
Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления

«Скажи мне – я забуду,  Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Автор: Захарова Елена Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "253606"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства