« Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению»
Джон Дьюи
«Критическое мышление»
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Признаки обыденного мышления
Признаки критического мышления
доверие к информации
допущение разных трактовок информации
Объединение понятий по ассоциации
понимание принципов и механизмов
предположение без достаточных оснований
построение гипотезы
случайная группировка фактов, явлений
обоснованная классификация фактов, явлений
высказывание неаргументированного мнения, и/или суждения на основе интуитивной догадки
высказывание аргументированного мнения
стихийное предположение
взвешенное, оценивающее суждение
формулирование суждений без опоры на критерии
формулирование суждений на основе критериев
спонтанная формулировка выводов
логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов и/или явлений
Критическое мышление имеет 5 характеристик
- Во-первых – это мышление самостоятельное (формирует собственное мнение)
- Во-вторых – это мышление обобщенное (совершает обдуманный выбор между различными мнениями)
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное (постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить)
- В четвертых – это мышление аргументированное (утверждение-доказательство-вывод)
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное (ценит совместную работу, в которой возникает общее решение)
Что это такое ?...
Критическое мышление – это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
- принимать независимые продуманные решения .
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
-
на которые хотел бы получить ответ. Информация,
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
1. Составление списка известной информации по вопросу.
полученная на первой стадии, выслушивается,
по данной теме;
записывается, обсуждается, работа ведется
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
- систематизируют информацию до ее изучения;
индивидуально - парами - группами.
3. Систематизация материала (графическая):
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
кластеры, таблицы.
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные
- публично демонстрируют свои знания с помощью
логические цепочки и т.д.
устной и письменной речи.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
- Читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;
Методы активного чтения:
- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
1. Маркировка с использованием значков
работа ведется индивидуально – парами – группами.
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
2.Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
- Соотносят новую информацию со «старой»,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
используя знания, полученные на стадии осмысления;
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,
Творческая переработка, анализ, интерпретация
дополнений в сделанные на первой стадии.
- классифицируют и систематизируют, рождение новых
изученной информации, работа ведется индивидуально
целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
3. Ответы на поставленные вопросы.
– в парах – группах
4. Организация устных и письменных круглых столов.
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою
точку зрения;
5. Организация различных видов дискуссий.
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
- самооценка и самоопределение.
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания на
основе осмысления изученной информации.
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1)
Значки
Ключевые слова
УЖЕ ЗНАЛ
+
НОВОЕ
–
ДУМАЛ ИНАЧЕ
?
ЕСТЬ ВОПРОСЫ
по
по цели
эмоциональной
высказывания
окраске
Простое
предложение
повествовательные
восклицательные
невосклицательные
вопросительные
побудительные
по наличию
по наличию
главных
второстепенных
членов
членов
распространенные
двусоставные
односоставные
нераспространенные
неопределенно-
безличные
назывные
определенно-
личные
личные
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Дайте три объяснения, почему…
Когда…?
Объясните, почему…
Почему вы думаете…?
Может…?
Будет…?
Почему вы считаете…?
Как звали…?
В чем различие…?
Было ли…?
Что, если…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
«Дерево предсказаний»
- Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
- «Веточки» -предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено)
- "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Синквейн
- Мышление
- Критическое, оценочное
- Побуждает, совершенствует, вдохновляет
- Полет мысли в космосе
- Поиск
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выготский