Мастер-класс «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС».
Мастер-класс «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС».
Тема моего мастер-класса «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». Я предлагаю нам вместе разобраться в одном из технологий, а конкретно в технологии «Критического мышления».
И начать мне бы хотелось с китайской пословицы: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
Давайте рассмотрим педагогические технологии, внедряемые в учебно-воспитательный процесс: Технология перспективно-опережающего обучения; технология блочно-модульного обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». »
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Анна Сергеевна. Тема моего мастер-класса «Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС». Я предлагаю нам вместе разобраться в одном из технологий, а конкретно в технологии «Критического мышления».
И начать мне бы хотелось с китайской пословицы: Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
Давайте рассмотрим педагогические технологии, внедряемые в учебно-воспитательный процесс: Технология перспективно-опережающего обучения; технология блочно-модульного обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.
Функции стадии вызова
Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приёмы технологии на стадии вызова:
Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Разберём подробнее некоторые из приёмов. Приём «Ассоциация». На экране вы видите небольшой план этого приёма.
1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды» 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
«Знаю, хочу узнать, что узнал»
Что я знаю о воздухе?
Что я хотел бы узнать о воздухе?
Что я узнал нового о воздухе?
Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Следующими, мы рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления:
Прием инсерт (пометки на полях)Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)Прием «Сводная таблица»Прием «Тонкие и толстые вопросы»Прием «Зиг-заг»Прием «Мое мнение»Прием «Мозговой штурм» ? Прием «Фишбоун»Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) Прием «Мудрые совы»
Вопрос аудитории: Кто из вас пользуется такими примами? Расскажите о приёмах вам уже известных.
Приём«Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.
Задание: Найдите ошибки
Горы
Равнины
Низкие
Средние
Высокие
Низменности
Возвышенности
Плоскогорья
Уральские
Скандинавские
Кордильеры
Амазонская
Восточно-
Африканское
Среднесибирское
Анды
хр.Верхоянский
Сахара
Саяны
Восточно-
Европейская
Западно-Сибирская
Выполните работу над ошибками
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые Тонкие
Дайте объяснение, почему Кто…
-почему вы думаете, что… Что… (Что такое литосфера?)
-почему вы считаете, что.. Когда…
-в чем разница… Может…
Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…
(Земля перестанет вращаться вокруг Солнца)
Приём «Половинки слов»
Задание: Соедините половинки слов между собой (Баобаб, Жираф, Эвкалипт, Секвоя,и др.)
Приём «Концептуальная таблица». Линии сравнения: Северная Америка - Южная Америка
1. Чему равна площадь материка? 2. С каким материком связан материк? 3. Какие океаны омывают материк?
Приём «Контур – символ»
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
Приём «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал
Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К
Приём «Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга (Байкал - озеро) 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка (Мадагаскар – остров) 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров) 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань (Кордильеры – горы в Северной Америке) 5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское (Карибское – море Атлантического океана) 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция (США – страна в Северной Америке) 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро (Эвкалипт – дерево)
Приём «Лестница».Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты. 1. Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади: а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский г) Южный д) Атлантический (ГАВДБ)
2. Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а) Триполи (Ливия 440 мм) б)Калькутта (Индия 1680 мм) в)Лондон (Англия 610 мм) г)Владивосток (Россия 830 мм) (БГВА)
(Можно усложнить задачу и попросить обучающихся назвать страны, к которым эти города относятся)
3. Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке: а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи г) Кавказ д) Альпы е) Уральские (БГД)
Приём «Раздели слова на группы»
Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Приём «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
3. Функции стадии рефлексии.
3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3.3. Информационная (приобретение новых знаний)3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)
Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке
Приём «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний. Для примера – Кластер «Ветер», Кластер «Виды горных пород и минералов» (учителя у доски или с места заполняют пропущенные слова в логических блоках)
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.
Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:
Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Правила написания:Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)
Приём «Домашнее задание - Идеальное задание»
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно- Задавать вопросы- Выслушивать чужое мнение- Иметь своё мнение и защищать его- Критически относится к мнению оппонентов- Анализировать и классифицировать- Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности
Уважаемые коллеги с вами было приятно работать. Спасибо за внимание. Лёгкого, удачного нового учебного года. Больше побед и свершений. Если вас интересует материал в электронном виде, могу поделиться и ответить на вопросы.