kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология моделирования как один из способов формирования УУД ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье на конкретном примере рассказывается как можно применить технологию моделирования на уроке, её значимость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология моделирования как один из способов формирования УУД ФГОС НОО»

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий ФГОС НОО.

Я работаю по программе « ПНШ». В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению.
Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому , то есть сделать объект доступным для тщательного изучения .
     Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? 
Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
     Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты , явления с помощью моделирован

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.

Я думаю многие со мною согласятся , что предмет истоки одним из первых принял старт ФГОС, низкий поклон и глубокое уважение авторам этого удивительного предмета., но и за то, что продумали и включили современные педагогические технологии для формирования УУД на уроке.

Активные формы обучения в программе «Истоки».

Типы активных форм обучения ( АФО)

- разновидности ресурсного круга:

- работа в паре:

- работа в тройке:

- работ и четверке.

Активные формы обучения имеют этапы проведения:

- подготовительный;

- основной (индивидуальная работа, работа и папе, группе);

- рефлексия.

Я поделюсь применением на данном уроке технологией моделирования.

Развитие современной личности обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий хочется выделить те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена. Один из видов познавательных УУД – моделирование.

Моделирование – средство овладения одним из важнейших умений – умения учиться.

Новизна опыта состоит в целенаправленном использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников метода научного познания, обеспечивающего их интеллектуальное развитие.


Теоретический аспект учебного моделирования берёт своё начало в работах З.Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова. Научно обосновал данную теорию П.Я. Гальперин.

Главная задача технологии учебного моделирования – организация собственной деятельности обучающихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования.

Моделирование – технология, которая позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность.

Учебная модель – особая форма наглядности, позволяющая представить более ярко те свойства изучаемого объекта или явления, которые нас интересуют.

Цель технологии моделирования – работа с учебными моделями, которые создают ученики под руководством учителя,в 1-2 классах коллективную модель, которая помогает на уроке

-служит планом учебной деятельности

-активизировать,заинтересовать об-ся на поиск информации об изучаемом объекте.

-на этапе рефлексии её осмыслить.

Использование моделирования в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких общих приёмов умственной деятельности, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение. 


  • Моделирование имеет огромное значение в реализации личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения. Оно является способом исследования деятельности, а значит, формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем.


  • Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении.

  • В процессе создания модели идет интенсивное овладение информацией о моделируемом объекте или явлении, об отдельных его свойствах, отношениях, связях. 

  • Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире.

Моделирование предполагает создание учеником модели в ходе практических действий, а не предъявления ее ребенку в готовом виде. В процессе моделирования исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов.

  • Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную передачу знаний обучающимся: изучение объекта, явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Очевидно, что применение моделирования развивает и конкретно-образное, и логическое мышление, а также творческие способности ребенка. Применение этой технологии в учебном процессе развивает у детей умение замещать полученную информацию символами, знаками, что позволяет сохранять больший объем информации в меньшем формате при значительной экономии времени.

Ну и самое главное я считаю, значимость данной технологии - умение работать с информацией.

Этапы моделирования.

  1. Выявление объектов исследования. В учебнике «Истоки» у колокольчика даны к каждому уроку изучаемые категории. Это и будет костяк модели.

  2. 2 этап. Построение модели.

  3. З этап. Исследование каждой категории. Дополнение модели существенными данными.( использованием технологии моделирования, презентации)



Тема «Кузнецы умельцы» (фрагмент урока)

- Давайте обратимся к колокольчику и познакомимся с какие категории нам предстоит изучить на уроке ( дети читают) кузнец, горн, меха, молот, наковальня, сила и ловкость.

Учитель вывешивает данные слова на магнитную доску или появляются на интерактивной доске.

Это костяк модели. , который может служить и планом деятельности об-ся, который на уроке истоки порой бывает составить сложно, а модель помогает определить основные категории изучаемые на уроке.( сразу приучаю, что изучение идет от центра по «солнышку»

Дальше идет исследование каждого объекта в отдельности:

- А кто такой кузнец?( Ответы детей) . Мастер, занимающийся ручной ковкой. В кузнице стучат кузнецы.

-А что такое кузница? ( место ,мастерская где работают кузнецы)

А что есть в мастерской ? Дети затрудняются. Формулируем цель следующего этапа деятельности


- горн. (_на схеме появляется – кузнечная печь)

А что же такое меха? Дети в учебнике находят материал об этом объекте, изучают и делают вывод.

Меха - приспособление для раздувания жара в горне.(на модели появляется пояснение)

Наковальня – металлическая опора для ручной ковки .( дополняем модель) Ковать.

А какими инструментами работали кузнецы? Стр 71 (инструменты) Появляется на модели .

Молот – инструменты кузнеца.Их было 3;большой, средний и малый,

А еще какой инструмент был у кузнеца? Щипцы. ( дополняем схему)

Изделия кузнецов.(лопаты, топоры, серпы, мечи, замки ,и т.д)

О каких категориях мы не изучили?(сила и выносливость)

-К кому мы это отнесём? Каким еще должен быть кузнец ? стр 72. (выносливость) –модель.

Таким образом, появилась модель кузнецы- умельцы,

Дальнейшая работа.

-Модель поможет на этапе рефлексия. Главное перед глазами ребёнка.

-модель может служить и планом урока.

В 3, 4 классах об-ся самостоятельно составляют модель к изучаемому объекту.

Этапы построения коллективной модели сопровождаются презентацией, работой с учебником.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология моделирования как один из способов формирования УУД ФГОС НОО

Автор: Шапкина Галина Васильевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок Окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину ?"
    ["seo_title"] => string(97) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-tiema-uroka-pochiemu-v-liesu-my-budiem-sobliudat-tishinu"
    ["file_id"] => string(6) "270403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451112678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства