Просмотр содержимого документа
«Технология моделирования как один из способов формирования УУД ФГОС НОО»
Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий ФГОС НОО.
Я работаю по программе « ПНШ». В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому , то есть сделать объект доступным для тщательного изучения . Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной. Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты , явления с помощью моделирован
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений.
Я думаю многие со мною согласятся , что предмет истоки одним из первых принял старт ФГОС, низкий поклон и глубокое уважение авторам этого удивительного предмета., но и за то, что продумали и включили современные педагогические технологии для формирования УУД на уроке.
Активные формы обучения в программе «Истоки».
Типы активных форм обучения ( АФО)
- разновидности ресурсного круга:
- работа в паре:
- работа в тройке:
- работ и четверке.
Активные формы обучения имеют этапы проведения:
- подготовительный;
- основной (индивидуальная работа, работа и папе, группе);
- рефлексия.
Я поделюсь применением на данном уроке технологией моделирования.
Развитие современной личности обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий хочется выделить те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена. Один из видов познавательных УУД – моделирование.
Моделирование – средство овладения одним из важнейших умений – умения учиться.
Новизна опыта состоит в целенаправленном использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников метода научного познания, обеспечивающего их интеллектуальное развитие.
Теоретический аспект учебного моделирования берёт своё начало в работах З.Д. Гольдина, Д.Б. Давыдова. Научно обосновал данную теорию П.Я. Гальперин.
Главная задача технологии учебного моделирования – организация собственной деятельности обучающихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования.
Моделирование – технология, которая позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность.
Учебная модель – особая форма наглядности, позволяющая представить более ярко те свойства изучаемого объекта или явления, которые нас интересуют.
Цель технологии моделирования – работа с учебными моделями, которые создают ученики под руководством учителя,в 1-2 классах коллективную модель, которая помогает на уроке
-служит планом учебной деятельности
-активизировать,заинтересовать об-ся на поиск информации об изучаемом объекте.
-на этапе рефлексии её осмыслить.
Использование моделирования в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких общих приёмов умственной деятельности, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение.
Моделирование имеет огромное значение в реализации личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения. Оно является способом исследования деятельности, а значит, формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем.
Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении.
В процессе создания модели идет интенсивное овладение информацией о моделируемом объекте или явлении,об отдельных его свойствах, отношениях, связях.
Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире.
Моделирование предполагает создание учеником модели в ходе практических действий, а не предъявления ее ребенку в готовом виде. В процессе моделирования исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов.
Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную передачу знаний обучающимся: изучение объекта, явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Очевидно, что применение моделирования развивает и конкретно-образное, и логическое мышление, а также творческие способности ребенка. Применение этой технологии в учебном процессе развивает у детей умение замещать полученную информацию символами, знаками, что позволяет сохранять больший объем информации в меньшем формате при значительной экономии времени.
Ну и самое главное я считаю, значимость данной технологии - умение работать с информацией.
Этапы моделирования.
Выявление объектов исследования. В учебнике «Истоки» у колокольчика даны к каждому уроку изучаемые категории. Это и будет костяк модели.
2 этап. Построение модели.
З этап. Исследование каждой категории. Дополнение модели существенными данными.( использованием технологии моделирования, презентации)
Тема «Кузнецы умельцы» (фрагмент урока)
- Давайте обратимся к колокольчику и познакомимся с какие категории нам предстоит изучить на уроке ( дети читают) кузнец, горн, меха, молот, наковальня, сила и ловкость.
Учитель вывешивает данные слова на магнитную доску или появляются на интерактивной доске.
Это костяк модели. , который может служить и планом деятельности об-ся, который на уроке истоки порой бывает составить сложно, а модель помогает определить основные категории изучаемые на уроке.( сразу приучаю, что изучение идет от центра по «солнышку»
Дальше идет исследование каждого объекта в отдельности:
- А кто такой кузнец?( Ответы детей) . Мастер, занимающийся ручной ковкой. В кузнице стучат кузнецы.
-А что такое кузница? ( место ,мастерская где работают кузнецы)
А что есть в мастерской ? Дети затрудняются. Формулируем цель следующего этапа деятельности
- горн. (_на схеме появляется – кузнечная печь)
А что же такое меха? Дети в учебнике находят материал об этом объекте, изучают и делают вывод.
Меха - приспособление для раздувания жара в горне.(на модели появляется пояснение)