kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  условиях  введения  ФГОС  значительно  возрастает  роль  и  значение  современных  образовательных  технологий,  направленных  на  формирование  метапредметных  умений, развитие  способности  к  самообразованию.  Технология  развития  критического  мышления   направлена  на  развитие  интеллектуальных  умений  учащихся,  необходимых  как  в  жизни,  так  и  в  учёбе:  умение  принимать  взвешанные  решения,  умение  работать  с  информацией,  умение  анализировать  различные  стороны   явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Чурнусова Л.А.
Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения

Чурнусова Лада Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 1 г. Волжского Волгоградской области

В условиях введения ФГОС значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий, направленных на формирование метапредметных умений, развитие способности к самообразованию. Технология развития критического мышления направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых как в жизни, так и в учёбе: умение принимать взвешанные решения, умение работать с информацией, умение анализировать различные стороны явлений.


Выпускника современной школы должно отличать: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, иметь собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместное решение проблем. Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия, отправная точка для развития мышления. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.

Часто дети, читая тексты художественных произведений, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Некоторые ученики не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьёзной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом. Таким образом, трудности понимания детьми художественного произведения выходят на первый план.

С целью формирования у обучающихся глубокого понимания прочитанного, овладения активными способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформировать активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой, в своей работе на уроках литературного чтения я активно использую методы и приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ), предполагющей построение урока по схеме: вызов – осмысление - рефлексия и предлагающей соответствующий набор приёмов и стратегий. Важным в данной технологии является соблюдение определённых условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу; «вызов» уже имеющихся знаний, либо создание ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе становится серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На фазе вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Для достижения поставленных задач использую следующие методы и приёмы:

  • Прогнозирование по названию (Важно дать высказаться всем желающим. На стадии рефлексии стоит вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также спросить детей, почему автор выбрал такое название).

  • Прогнозирование по иллюстрации (-Прочитайте название рассказа и фамилию автора. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение. Что с ними могло произойти? Прочитаем и выясним, внимательно ли художник читал произведение и насколько правдивы его иллюстрации).

  • Верные и неверные утверждения

  • Восстановление перепутанных логических цепочек

  • Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов

«Толстые вопросы» «Тонкие вопросы»

Кто.? Объясните, почему.?

Что..? Почему вы думаете.?

Когда.? Почему вы считаете.?

Может.? В чём различие.?

Верно ли.? Предположите, что будет, если…?

Согласны ли.? Что, если…?

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, беседа. Число вопросов должно быть три-четыре и не включать в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения:

- Понравилось ли вам произведение? Что особенного понравилось? Когда было страшно? Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), приём «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Схема реализации приёма «Чтение с остановками»: рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут); обсуждение названия произведения (Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?); основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, помогающие пробудить интерес к чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения.

В работе с вопросами использую классификацию Блума, которая помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Данную работу провожу в парах, группах и индивидуально. Выделяется шесть типов вопросов:

  • Простые вопросы. (Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию).

  • Уточняющие вопросы. (Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал).

  • Объясняющие вопросы. (Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей).

  • Творческие вопросы. (Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»).

  • Оценочные вопросы. (Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»).

  • Практические вопросы. (Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»).

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами использую приём «Дерево предсказаний». На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?», «Почему мальчик Петя всё падает и падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний».

При использовании этого приёма необходимо помнить следующее: не стоит использовать приём больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Пример: Сказка В. Сутеева «Мешок яблок». Приём «Ромашка Блума».

На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками. После знакомства с содержанием на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:

Простые – Кто помирил всех зверей?

Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?

Объясняющие – Почему разгорелся спор?

Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?

Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?

Практические – Чему нас научил рассказ?

Дети в парах составляют вопросы нужного вида.

Пример: «Л.Н.Толстой «Косточка». Приём «Чтение с остановками».

1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»

- Почему Ваня никогда не ел слив? Как вы думаете, мальчик решится взять без разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)

2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».

- Почему Ваня не смог удержаться? Отчего он покраснел?

3-я часть читается до конца.

- Для чего папа решил испугать детей? Почему все рассмеялись? Почему сам мальчик заплакал?

Большое значение имеет этап рефлексии, когда важны не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. На этапе рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям с целью внесения изменений, дополнений. Учитель даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. В результате учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой». Работа ведётся индивидуально, в парах, группах. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребёнка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Приёмы проведения рефлексии:

  • «От обратного». Продолжить «Что было бы, если……»

  • Составление словаря по тексту произведения

  • Написание сочинений

  • Исследование по отдельным вопросам

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

  • Ответы на поставленные вопросы

  • «Синквейн»

Использование мною технологии развития критического мышления позволило: повысить познавательное отношение к прочитанному; развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера, изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям; мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности; создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Список литературы

1. И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования).

2. Е.И.Матвеева, И.Е.Патрикеева. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: уроки литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – 3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения

Автор: Чурнусова Лада Александровна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Литературное чтение  3-й класс   на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления "
    ["seo_title"] => string(155) "litieraturnoie-chtieniie-3-i-klass-na-tiemu-f-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi-s-primienieniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064935"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Использование технологии «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе». "
    ["seo_title"] => string(124) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660682"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "235525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443725116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства