Технология оценивания учебных достижений младших школьников.
Технология оценивания учебных достижений младших школьников.
С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.
С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология оценивания учебных достижений младших школьников. »
Технология оценивания учебных достижений младших школьников.
Безотметочное обучение.
Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.
С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею».
Образец работы по математике с оценочным листом.
Тема: «Использование схем при решении задач»
Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по
схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.
Текст работы
1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.
a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить
на В метров?
b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3
года?
2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные
схемы).
В + С = D K – E = B
Ниже представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.
Оценочный лист к работе:
Основные умения
№ задания
Прогностическая оценка
Итоговая оценка
Умею решать задачу по схеме
1
Умею составлять схему к задаче
1
Умею составлять все возможные схемы по формуле
2
Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.
В 3 классе школьник может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в тои или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).
В «портфолио» заносится личный результат ученика.
Памятка для оценивания результатов работы
«цена» задания;
максимальное количество баллов;
личный результат;
фиксация в «портфолио».
Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.
Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица - «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.
Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».
Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет «Портфолио ученика».
Уровневый подход.
Один из вариантов безотметочного обучения – это уровневый подход к формированию и оценке результатов обучения.
1 уровень – фактологический (примитивный)
На этом уровне:
Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
Даёт определение по памяти.
В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Кто это?
Что это?
Как называется … (по определению)?
Выдели, выпиши. Дай определение.
2 уровень – описательный
На этом уровне:
Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Из чего состоит?
Как происходит?
Опиши. Сравни.
На что похоже?
Приведи свои примеры.
3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
На этом уровне:
Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
Устанавливает причинно-следственные связи;
Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Почему?
Выдели главное.
От чего зависит?
Что произойдёт, если …?
Докажи.
Дай своё определение.
4 уровень – творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.
На этом уровне:
ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Изобрази, как ты понимаешь?
Объясни, как ты понимаешь?
Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.
Кто такие животные?
Рисунок 1-го животного.
Это волк. (I ур.)
Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице.
«3»
Ф (фактологический)
«4»
О (описательный)
«5»
Д (доказательный)
«5/5»
Т (творческий)
В некоторых школах уже используют данную систему оценивания, в журналах вместо оценок ставят буквы.