Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Как подготовиться к такому уроку и провести самоанализ? Новые стандарты требуют обновления методической системы, в том числе и подходов к планированию урока. На смену конспекту приходит технологическая карта урока (ТКУ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (выступление) »
~ 2 ~
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Как подготовиться к такому уроку и провести самоанализ? Новые стандарты требуют обновления методической системы, в том числе и подходов к планированию урока. На смену конспекту приходит технологическая карта урока (ТКУ).
(слайд № 1) Разработчики технологической карты урока дают такое определение – это способ графического проектирования урока, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Урока для нас, учителей, начинается с осмысления темы, с написания конспекта или технологической карты. Чем технологическая карта урока отличается от традиционного конспекта?
(слайд № 2) В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает видение взаимодействий этапов, методов, приемов и содержания урока, педагогического взаимодействия между участниками процесса. В результате все перед глазами учителя.
И для администрации школы технологическая карта урока представляет интерес как основа для анализа урока при его посещении. (слайд № 3) Администратор на основе карты может осуществить комплексный анализ урока, включающий:
оценку соответствия планируемых результатов требованиям ФГОС второго поколения;
оценку соответствия задач урока планируемым результатам;
оценку соответствия деятельности учителя и учащихся поставленным задачам урока;
оценку наличия необходимых и достаточных этапов урока;
оценку наличия необходимых для решения задач урока материалов и оборудования;
оценку межпредметных связей, обеспечивающих достижения запланированных метапредметных и личностных результатов;
оценку активности учащихся в ходе проведения урока.
Единой, устоявшейся формы технологической карты пока нет.
В процессе планирования урока учителю можно выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока. (слайд № 4) С целью реализации целостного учебного процесса можно воспользоваться как минимум трехмодульной технологической картой урока.
3-модульная карта
Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
Как видим, здесь отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Но есть предметы, которые предполагают формировать основы гражданственности и нравственные смыслы жизни человека, поэтому отсутствие этого модуля будет уже неправомерным. На основании этого возникает четырехмодульная модель технологической карты: (слайд № 5)
4-модульная карта Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. (слайд № 6)Поэтому, созданная пятимодульная модель карты рекомендуется более опытным учителям:
5-модульная карта Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
В нашей школе мы пользуемся технологической картой урока, рекомендованной центром развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области. (слайд № 7) Структура этой карты такова:
Ф.И.О. педагога:
Предмет /класс:
Общая информация о занятии
Дата:
Тема:
Цель:
Риски:
Тип занятия:
Материально-технические средства:
Технология (авторская методика):
Структурные параметры
Основные этапы организации учебного времени
Дидактическая цель этапа
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося
Планируемые результаты
Форма организации межличностного коммуникативного
взаимодействия и вид контроля
Стратегия учителя
Действия ученика
Предметные УУД:
Метапредметные УУД:
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные,
личностные
(слайд № 8) При конструировании технологической карты урока можно и нужно опираться на следующие позиции:
в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
должны быть указаны операции, их составные части.
В чем же достоинства технологической карты урока? (слайд № 9) Она может использоваться:
в период адаптации к введению ФГОС;
как постоянная форма проектирования урока;
в качестве формы – основы для конспекта при аттестации;
как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.
чётко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности.
(слайд № 10) Таким образом, технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.