kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Золотое кольцо "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по работе с картой на этапе ознакомления с темой «Золотое кольцо России» (окружающий мир, 3‑й класс, учебник А. А. Плешакова)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Золотое кольцо "»

Тема: «Золотое кольцо России» (окружающий мир, 3‑й класс, учебник А. А. Плешакова)

**Цель этапа:** сформировать первичное представление о географическом расположении городов Золотого кольца, научить находить их на карте.

**Задачи:**

* познакомить учащихся с понятием «Золотое кольцо России»;

* научить находить и показывать на карте основные города маршрута;

* развить навыки работы с картой (ориентирование, поиск объектов);

* сформировать пространственное представление о расположении городов относительно Москвы и друг друга.

**Оборудование:**

* учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» (3‑й класс);

* физическая карта России (настенная);

* контурные карты для каждого ученика (или на парту);

* цветные карандаши/фломастеры;

* мультимедийный проектор и экран (по возможности — для демонстрации интерактивной карты).



Ход этапа



**1. Мотивационный момент (3–4 мин)**



Учитель:

— Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по старинным русским городам. Посмотрите на экран (или на доску): здесь изображены известные достопримечательности — Троице‑Сергиева лавра, Ростовский кремль, Золотые ворота во Владимире. Кто знает, в каких городах они находятся?

— Все эти города объединены в один знаменитый маршрут. Как он называется? *(Выслушивает предположения.)*

— Да, это **Золотое кольцо России**. Почему «кольцо»? Почему «золотое»? Подумаем над этим в конце урока.





**2. Постановка учебной задачи (2 мин)**



Учитель:

— Чтобы отправиться в путешествие, нам нужна карта. Наша задача — научиться находить на карте города Золотого кольца, понять, где они расположены, и отметить их.



**3. Работа с картой (12–15 мин)**



**Шаг 1. Общий обзор маршрута**

* Учитель показывает на настенной карте примерный маршрут Золотого кольца (замкнутая линия через центральные области России).

* Обсуждает с классом:

* Где находится начало маршрута? *(Москва.)*

* В каком направлении мы поедем из Москвы? *(На северо‑восток, восток.)*

* Какие крупные реки мы увидим по пути? *(Волга, Клязьма и др.)*



**Шаг 2. Поиск и обозначение городов**

* Учитель называет город, ученики ищут его на карте в учебнике (стр. 88) и на настенной карте.

* Один ученик показывает город на настенной карте, остальные отмечают его на контурной карте точкой и подписывают название.

* Для каждого города кратко обсуждается:

* Как он называется?

* На какой реке стоит?

* Что в нём знаменитого? (1–2 факта, например: «Сергиев Посад — Троице‑Сергиева лавра», «Владимир — Золотые ворота»).





**Список городов для отметки** (по учебнику Плешакова):

* Сергиев Посад;

* Переславль‑Залесский;

* Ростов Великий;

* Ярославль;

* Кострома;

* Иваново;

* Суздаль;

* Владимир.



**Шаг 3. Анализ расположения**

* Учитель задаёт вопросы:

* Какие города находятся ближе к Москве? *(Сергиев Посад, Переславль‑Залесский.)*

* Какие — дальше на восток? *(Кострома, Иваново.)*

* Какой город стоит на Волге? *(Ярославль, Кострома.)*

* Предлагает соединить отмеченные города на контурной карте линией, чтобы «замкнуть кольцо».



**4. Первичное закрепление (5–7 мин)**



**Вариант 1. Игра «Угадай город»**

* Учитель описывает город (1–2 признака), ученики находят его на карте и показывают:

* «Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь.» *(Сергиев Посад.)*

* «В этом городе есть Золотые ворота — древнее оборонительное сооружение.» *(Владимир.)*

* «Этот город стоит на Волге, его называют родиной русского театра.» *(Ярославль.)*





**Вариант 2. Работа в парах**

* Ученики обмениваются контурными картами и проверяют, все ли города отмечены правильно.

* Обсуждают: «Какой город мы забыли? Почему он важен?»





**5. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)**



Учитель:

— Что мы сегодня научились делать? *(Находить города Золотого кольца на карте.)*

— Почему маршрут называют «кольцом»? *(Города расположены по кругу, как звенья цепи.)*

— Почему «золотое»? *(Это драгоценное наследие России — старинные города, памятники, культура.)*

— Дома попробуйте нарисовать схему маршрута Золотого кольца в тетради и подписать города.



**6. Домашнее задание**

* Отметить на контурной карте все города Золотого кольца и подписать их.

* Подготовить 1–2 предложения о любом городе (где находится, что там можно увидеть).





**Методические примечания:**

* Для слабочитающих учеников можно подготовить карточки с названиями городов и их краткими описаниями.

* Если есть интерактивная доска, полезно использовать онлайн‑карту с возможностью масштабирования и подписей.

* Важно акцентировать связь географии и истории: города строились на реках, на перекрёстках торговых путей — это помогало им развиваться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Тема: "Золотое кольцо "

Автор: Розуваева М.А

Дата: 16.12.2025

Номер свидетельства: 679184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_po_tiemie_zolotoie_kol_tso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473331828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок по окружающему миру  в 3 классе по теме   «Золотое кольцо России.   Кострома. Ярославль» "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-po-tiemie-zolotoie-kol-tso-rossii-kostroma-iaroslavl"
    ["file_id"] => string(6) "125813"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415053279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России». "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "130261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415868674"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "314398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459688171"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Проверочная работа по теме "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(50) "proverochnaia_rabota_po_teme_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "549453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1589304421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства