Тема: Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий» | Тип: изучение нового материала |
Задачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Путешествия по городам и странам»; познакомить учащихся с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями мотивировать учащихся к выполнению проекта «Музей путешествий»; организовать подготовительный этап проектной деятельности. Этот урок может быть использован для организации экскурсионной поездки в один из изучаемых городов или экскурсии в краеведческий музей своего города (села) |
Планируемые результаты |
Предметные: называть города Золотого кольца России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца России иметь представление о значении понятий «музей», «экспонат музея», «этикетка», «экспозиция», «экскурсия» | Метапредметные: '• показывать маршрут путешествия на карте России; | Личностные: осознавать свою принадлежность к народу России; иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир; проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
Межпредметные связи: технология (архитектура, городские постройки, парк), изобразительное искусство (искусство на улицах твоего города) |
Ресурсы урока: учебник, часть 2; рабочая тетрадь, часть 2; электронное приложение; карта России |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
Сообщает учащимся о том, что они начинают изучение нового раздела «Путешествие по городам и странам». Предлагает предположить, что будет изучаться в этом разделе. Предлагает прочитать и промаркировать планируемые результаты работы над разделом (с. 85 учебника), например: ? — вызвало вопросы, ! — особенно заинтересовало, + — мне это известно... Спрашивает, что из перечисленного учащиеся уже изучали, над какими умениями работали. Помогает определить личную цель изучения раздела. Можно предложить учащимся рассказать о том, в какие города и страны они хотели бы отправиться, где уже побывали | Высказывают предположения. Читают и маркируют список умений. Отвечают на вопросы. Формулируют цель, определяют личностный смысл работы над разделом |
Актуализация необходимых знаний |
Предлагает составить карту путешествий по России. Демонстрирует карту России, предлагает закрепить флажки в тех городах, где учащиеся уже побывали (помогает найти называемые населённые пункты на карте). При выполнении этого задания ученики могут назвать зарубежный город. Учитель может либо скорректировать ответ, либо дать возможность поискать названный город на карте России и спросить, почему не удаётся его найти. Сообщает тему урока — «Золотое кольцо России», предлагает учащимся высказать предположения, о чём будет идти речь на уроке. Предлагает прочитать учебную задачу урока в учебнике на с. 86 | Называют города России, где побывали с семьёй, подходят к доске и отмечают эти населённые пункты флажками. Высказывают предположения. Участвуют в определении учебной задачи урока |
Организация познавательной деятельности |
Организует работу с заданием на с. 86 учебника и картой на доске. Помогает учащимся познакомиться с городами, входящими в Золотое кольцо России (используя материалы учебника, электронного приложения, дополнительные материалы). Организовать работу на этом этапе можно по-разному, в зависимости от особенностей класса: самостоятельная работа учащихся с материалами учебника и электронного приложения, рассказ о городах Золотого кольца России заранее подготовленных учеников, рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. Организует в группе выполнение задания 2 на с. 46 рабочей тетради: заполнить таблицу с помощью учебника | Рассматривают карту в учебнике, отмечают города Золотого кольца на доске, определяют возможный маршрут путешествия. Знакомятся с городами Золотого кольца: читают текст в учебнике, работают с электронным приложением, слушают рассказ одноклассников или учителя. Работают в группе: заполняют таблицу о достопримечательностях городов Золотого кольца. Учащиеся могут самостоятельно договориться о способе работы в группе: либо совместно находить в тексте информацию о достопримечательностях, либо каждому найти информацию о достопримечательностях какого-либо одного города |
Организация познавательной деятельности |
Организует выполнение заданий 3, 4 на с. 47 рабочей тетради (с взаимопроверкой в парах). Организует выполнение задания 5 на с. 48 рабочей тетради. В случае если у учащихся возникают затруднения при выполнении заданий 3—5, учитель предлагает им обратиться к текстам на с. 87—95 учебника. Предлагает обосновать необходимость бережного отношения к памятникам истории культуры (задание 2 на с. 96 учебника) Вариант 1: учащиеся по очереди выступают с сообщениями о городах Золотого кольца; задают вопросы, подготовленные для викторины. Вариант 2: учитель предлагает учащимся, подготовившим сообщения об одном и том же городе, объединиться в группы и совместно разработать виртуальную экскурсию по городу. В это время учащиеся, которые составляли вопросы для викторины, совместно составляют викторину о каждом из городов. Затем класс отправляется в виртуальное путешествие по городам Золотого кольца: «экскурсоводы» рассказывают о достопримечательностях городов, демонстрируют фотографии и сувениры; «ведущие» задают вопросы о каждом городе | Определяют названия городов по описанию, устанавливают соответствие между названием города и людьми, которые его прославили; выполняют взаимопроверку в парах, при необходимости обращаются к учебнику. Вырезают фотографии из приложения, раскладывают их на странице рабочей тетради, устанавливают соответствие между достопримечательностью и названием города; выполняют взаимопроверку в парах, при необходимости исправляют ошибки, приклеивают фотографии. Рассуждают, высказывают своё мнение, определяют, что можно сделать, чтобы помочь памятникам истории культуры выступают с сообщениями, отвечают на вопросы; слушают одноклассников, задают вопросы; осуществляют оценочную деятельность. представляют самостоятельно подготовленный материал; обсуждают информацию, составляют виртуальную экскурсию или викторину по одному из городов Золотого кольца; договариваются о форме представления информации; участвуют в виртуальной экскурсии по городам Золотого кольца России; осуществляют самооценку деятельности |
Подведение итогов |
Спрашивает, почему города Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир называют городами Золотого кольца России. Предлагает учащимся, спросить у родителей, бабушек и дедушек, посещали ли они города Золотого кольца, по возможности принести на следующий урок сувениры, путеводители, буклеты о различных достопримечательностях этих городов. Помогает определить домашнее задание: задание 1 на с. 97 учебника, задание после таблицы в задании 2 на с. 46 рабочей тетради * | Объясняют название, отвечают на вопрос, используя знания, полученные на уроке. , Определяют домашнее задание |
Работа над проектом |
Предлагает учащимся ответить на вопросы: Зачем люди отправляются в путешествия? Что привозят люди из путешествий? Фиксирует ответы учащихся на доске, не оценивая их. Подводит учащихся к выводу, что главным результатом путешествий являются новые впечатления, знания, знакомства с интересными людьми; чтобы эти впечатления надолго остались в нашей памяти, мы привозим из путешествий фотографии, сувениры, делимся впечатлениями с друзьями. Сообщает тему проекта — «Музей путешествий». Спрашивает, какие экспонаты могут храниться в этом музее Организует работу с текстом учебника на с. 98, 99. Спрашивает, зачем ребята организовали «Музей путешествий». Спрашивает, все ли слова в тексте понятны ученикам. Предлагает объяснить значение слов «музей», «экспонат музея», «этикетка», «экспозиция», «экскурсия». Организует обсуждение вопросов: Зачем мы будем выполнять проект, какой результат хотим получить? Кому наш продукт будет интересен, полезен, кто и как сможет его использовать? Как будем работать над проектом (индивидуально, в группах)? Какими источниками информации можем воспользоваться? Как будем оформлять и представлять результаты работы? | Рассуждают о роли путешествий в нашей жизни, о том, как сохранить память о поездке. Высказывают предположения Читают текст, отвечают на вопросы. Выделяют в тексте слова, значение которых нужно уточнить. Объясняют значение слов, при необходимости обращаются к словарю Участвуют в планировании проектной деятельности: совместно с учителем определяют цель проекта, его значимость, этапы работы, источники информации (фотографии, буклеты, путеводители, сувениры), форму представления продукта (шкаф с экспонатами, фотоальбом...), договариваются о критериях результативности, определяют форму проведения презентации |
Дополнительный материал: электронное приложение |
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Окружающий мир: Тесты |
Дополнительные творческие задания: |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |