1. Мотивация к учебной деятельности. | - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”. - Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется? (Путешествие по городам и странам) -Изучая этот раздел чему мы будем учиться?( с. 85) - Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы) - И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах. Создание проблемной ситуации: 1) Выполните арифметические действия и составьте слово. Кот – т + крыльцо – кры = ? - Как вы понимаете, что такое кольцо? - Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? - Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.) -А что это за самоцветы? Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор) «Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. -Так какая тема сегодняшнего урока? - Золотое кольцо России | Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО. Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Слушают. Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности.. Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические… Станции, остановки на маршруте, украшения, города….. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | |
2. Целепологание | - Каковы же цели нашего путешествия? Почему кольцо? И почему Золотое? -Какие города входят в состав Золотого кольца России? -Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города | Принятие цели урока, планирование деятельности | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. -Что вы знаете о Москве? Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий. Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира. | Отвечают на вопросы. | Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата | |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания) | Исследовательская работа с текстом -. Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах - Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы. Потом заслушаем отчеты групп | Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы. | Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; извлечение необходимой информации из текста. | |
5. Реализация построенного проекта. | Организация самостоятельной работы Правила работы в группе и в паре 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2.Не согласен – объясни почему. 3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо 4. Говори только по делу 5.Работай дружно, помогай друг другу Гимнастика для глаз. | Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе. | Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54 Сколько городов входит в состав Золотого кольца? | Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца. Оценивают свою работу | Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку. | |
7. Самостоятельная работа (Тест). | Организация самостоятельной работы индивидуально Проверка по ключу. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич? | Плес-это город художников? | 3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России? | 4.Золотые ворота находятся во Владимире? | 5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского? | 6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома? | 7. Ярославль основал Ярослав Мудрый? | 8. В Иваново изготавливают украшения из финифти? | 9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера? | 10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения? | | | Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя. | Умение делать выводы, используя различные виды чтения. | |
8 Рефлексия учебной деятельности. Д.з | Организует игру «Выбери фразу». - Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо? - Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо. - А кто может сказать, почему «золотое»? - Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры. - Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей. - Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд): Сегодня я узнал(а) … Было интересно … Было трудно … Я научилась(ся) … Я почувствовал (а) … Мне захотелось … Формулирует домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради с. 57. Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца | Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске. Слушают домашнее задание. | Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния. | |