kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу»»

Окружающий мир

Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»

Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.

Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.

В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.

I. Организационный момент.

(запись на доске)

У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:

У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)

А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

Д.Лес.

У. Какая тема урока получилась?

Д. Невидимые нити в лесу.(на доске) Приложение 1

У.А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.

Д. Осень.

У. Итак, сформулируйте тему урока.

Д.Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)

У.А чем мы будем заниматься на уроке?

(На доске)

- закреплять знания о …

-устанавливать ….

Д.Закреплять знания о живой и неживой природе.

Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.

III. Актуализация знаний.

У.1. Назовите природные явления осени.

Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.

У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?

Д. Животных, растений., бактерий, грибов, , микроорганизмов.

Вывешиваются картинки с царствами.

У. А что относится к неживой природе?

Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.

У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?

Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.

Вывешивается схема - опора.

VI. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

У.Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?

У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)

У.

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)

Что за дерево стоит-
Ветра нет , а лист дрожит. (осина)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.

ле

О 1

брус

2

бе

3

КА

4

ре

5

щи

реш 6

ли

7

ни

8

на

9

чер

10

на

Ник 11

склет

12

КА

13

И

14

ни

15

ка

16

1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет

У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).

У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений .

У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.

У. На доске на плакате написаны животные.

Прочитайте и найдите лишнее животное.

Вороны, белки, зайцы, лисы, волки, лоси, кабаны, ежи, рыси, комары, тигры, лягушки, трясогузки, воробьи, совы.

У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.

Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.

Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.

У. А теперь находим насекомых, зверей.

У. А какой группы животных не хватает?

Д. Рыб.

У. Почему?

Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.

У. Наконец - то , мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний?Назовите отличия.

Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.

У. С чем это связано?

Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.

У. Какую связь мы установили?

Д. Между живой природой и неживой.

У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?

(рефераты детей)

У. Какую связь установили?

(рефераты детей)

У.Давайте найдем все невидимые нити в лесу.

Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.

У.А чем являются растения для животных?

Д. Домом, убежищем, пищей.

У. А как помогают растения животным?

Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Все в природе связано.

VI. Закрепление.

У.Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).

Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:

  1. установить нити и указать тип связей;

  2. назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.

Каждая группа рассказывает о своей работе.

У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)

Да, круг - это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы - это наши проблемы.

У. Какой вывод сделаем?

Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.

У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?

Итог.

У. Что мы с вами рассматривали?

У. Что запомнили?

VIII. Рефлексия.

У. Зачем нам нужен этот урок?

У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.

У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.

IX. Домашнее задание.

Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.

Предмет: окружающий мир

Тема: Трудные времена на Русской земле.

 Цель: Познакомить с героическими страницами истории Отечества,

Задачи: 1. Образовательные: Сформировать представления о военном деле на Руси. Изучить нашествие Батыя и историческое значение в сражении на льду Чудского озера.

2. Развивающие: развивать ∙ познавательную компетенцию - умение ставить цель, - умение принимать учебную задачу, - умение принимать роль в соответствии с учебной задачей, - умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности, - умение осуществлять рефлексию деятельности; ∙ информационную компетенцию - умение извлекать, обрабатывать информацию, - умение представлять информацию в виде таблицы. - умение работать с картой; - умение передавать полученную информацию; ∙ коммуникативную компетенцию - умение вести диалог, - умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения, - умение публичного выступления, - умение задавать вопросы и отвечать на вопросы, - умение выражать свою позицию,

3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; Воспитывать чувство гордости за героизм и самопожертвования российских людей.

Планируемый результат:

Предметные результаты: - учащиеся в ходе урока узнают о нашествии Батыя и историческом значении в сражении на льду Чудского озера; знакомятся с личностью Батыя и Александра Невского; раскрывают основные причины возникновения войн.

Метапредметные результаты: учащиеся усовершенствуют умения: - извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге; - представлять информацию в табличном виде; - планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; - выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.

Личностные результаты: - осознают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян.

Тип урока: усвоение новых знаний. (Урок- исследование).

Оборудование: ноутбук, презентации, проектор, экран, листы с печатными текстами, карта, тезаурус, исторические даты.

Используемые технологии: Системно-деятельностный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока .

1. Организационный момент.

2. Мотивация учащихся. - Сейчас мы совершим виртуальное путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

 3. Введение в тему урока. Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Савич Никитин. ∙ Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей) ∙ А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской: какие наступали времена? (мнение детей) ∙ Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле -какую проблему на уоке можем поставить? - Проблемный вопрос: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют? - Давайте с вами поставим задачи урока. -Вам необходимо дополнить предложения: - По данной теме я хотел(а) бы узнать… - Мне это нужно потому, что… - Для этого я должен на уроке… - Изучать мы её будем по такому плану: 1. - Нашествие Батыя; 2. - Александр Невский. Битва на р. Неве.- Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах. Каждый гражданин России должен знать историю своего Отечества. В Конституции России записано: Защита государства – обязанность каждого гражданина. Российский народ много раз отстаивал свободу своей страны. Очень тяжёлыми были эти войны. Народ хранит память о героях. 3. Организация поискового пространства. -Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы. Словарная работа: Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси. Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённых. Хан – правитель Золотой Орды. Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцы – это рыцари на одежде и доспехах, которых был изображён крест. - Я предлагаю Вам поработать по группам, каждая из которых будет выступать в роли историков- исследователей: - Исследовать будите исторические события и тогда мы должны ответить на главный вопрос урока. Как будем оценивать работу групп. Критерии: 1) Полнота представленной информации; 2) Ясность, точность. Этапы работы: 1. Прочитать вопрос. 2. Отобрать нужную информацию в разных источниках. 3. Распределить задания между товарищами. 4. Найти ответы на вопросы. 5. Пересказать участникам группы. 6. Выступить группой перед классом. - Каждая группа историков- исследователей получает задание. 1-я группа 1) Прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь». 2) Кто такие монголо-татары? 3.) Выполните задания: - Найдите на карте походы войск Батыя и отметь стрелочками направление. - Отметьте значком города, оказавшие наиболее упорное сопротивление войскам монголо-татарских ханов. 4) Приготовьте выступление на тему “Поход Батыя на Русь» 2 -я группа 1) Прочтите текст «Государство монголо-татар - Золотая Орда».2) Заполните таблицу: запишите линии, по которым вы сравните причины поражения Руси и устно охарактеризуйте. 3) Приготовьте выступление на тему “Почему же Русь покорилась монголо-татарам? ”. 3 -я группа 1) Прочитайте текст «Как Русь боролась со шведами и немецкими захватчиками». 2) Покажите на карте походы Александра Невского против шведских и немецких рыцарей. 3) Рассмотри схему Ледового побоища: расскажите и покажите одноклассникам о ходе битвы. 4 -я группа 1) Прочтите текст «Поход немецких рыцарей на Русь». 2) Заполните таблицу: запишите линии, по которым вы сравните причины победы русских на Чудском озере и устно охарактеризуйте. 3) Приготовьте выступление на тему “Полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера ”. (дети готовятся 10-12 минут и начинают сообщение, остальные слушают, дополняют, задают вопросы). - А какие примеры героизма и самопожертвования российских людей вы можете сами привести? ( Подвиг и гибель в Бородинском сражении трёх братьев Тучковых, подвиг лейтенанта Гастелло, солдата Матросова, подростка Марата Казея, подвиг И. Сусанина0 Игра «МОЗГОВОЙ ШТОРМ» (Закрепление изученного материала) 1. Кто напал на Русь в 13 веке? (монголо-татары) 2. Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый) 3. Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань) 4. Как стало называться государство монголо-татар ? (Золотая Орда) 5. Как удалось разбить шведов? (Застали в расплох) 6. Кто выступил против рыцарей? (Александр Невский) 7. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище) 8. Чем закончилась битва 5 апреля 1242года? ( Крестоносцы оказались в заподне, многие из них утонули) 4 . Итог урока - Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют? - Так какие же трудные времена испытывала Русь в 13 веке? (ответы детей) - Почему люди воюют? - Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать в исторических энциклопедиях, в Интернете, в библиотеке. - Наше виртуальное путешествие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. Почему люди воюют? Желание присвоить чужие богатства Желание завладеть чужой территорией Желание иметь власть над людьми Желание заставить людей другой страны работать на себя.Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! - Оцените свою работу на уроке. Ф.И Я оцениваю себя Меня оценивает группа 5. Рефлексия - Закончите начатое предложение. - сегодня на уроке я узнал (а)… - сегодня я удивился… -Теперь я могу…. -Было трудно…. - Мне захотелось…. - я поставил себе на уроке отметку….., потому что……. - я считаю, что дома мне надо…, так как…….. - Если на этом уроке мы узнали, что русские воины потерпели поражение, а затем победили и появились великие, талантливые люди то, как вы думаете, о чём будем говорить на следующем уроке? 6. Д\З - Нарисуйте и опишите вооружённого древнерусского воина, вооружённого монголо- татарского воина и немецких рыцарей. - стр. 59-63 прочитать, ответить на вопросы.Приложение. Тест по уроку. 1) Поход монголо-татар возглавил хан …. А) Чингисхан; Б) Батый; В) Темучин. 2) Какой город первым оказался на их пути? А) Рязань; Б) Владимир; В) Новгород. 3) Что выплачивала Русь Золотой Орде? А) Выкуп; Б) Налог; В) Дань. 4) Разбил шведов на реке Неве князь …. А) Александр; Б)Ярослав; В) Владимир. 5) Когда состоялось Ледовое побоище? А) 5 апреля 1242 года; Б) 20 мая 1242 года; В) 5 апреля 1421 года. 2) Поход монголо-татар возглавил хан …. А) Чингисхан; Б) Батый; В) Темучин. 2) Какой город первым оказался на их пути? А) Рязань; Б) Владимир; В) Новгород. 3) Что выплачивала Русь Золотой Орде? А) Выкуп; Б) Налог; В) Дань. 4) Разбил шведов на реке Неве князь …. А) Александр; Б)Ярослав; В) Владимир. 5) Когда состоялось Ледовое побоище? А) 5 апреля 1242 года; Б) 20 мая 1242 года; В) 5 апреля 1421 года.-В одной духовной грамоте далёкого прошлого, т.е. в завещании имущества монастырям, написано, что монастырю передаются какие-то капиталы, угодья в память о родителях, и прибавляется, «чтобы свеча горела», чтобы память о данном роде не кончалась. Это образное выражение – «чтобы свеча горела» - мы сделаем эпиграфом к нашему уроку. Пусть горит свеча, чтобы мы помнили о прошлом, о своих корнях, о том, «откуда есть пошла земля Русская». Государство монголо-татар - Золотая Орда. Монголы жили в юртах-легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были не прихотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод и жару. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Они были сильны своей многочисленностью и военной организацией, свирепостью и жестокостью. В их войске всегда была железная дисциплина, и народа было больше, чем на Руси. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети 2-3 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться без промаха стрелять по целям. Девушки и женщины тоже были неплохими наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.Монгольские воины имеют лучшее снаряжение. Упорно защищали жители родной Киев, но так и не смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. На Руси было около 50 самостоятельных княжеств и земель. Это ослабляло Русь, особенно её военную мощь. Не было единого войска, не выступали князья вместе против внешних врагов. Вместо того чтобы объединиться и действовать заодно перед лицом грозной опасности они продолжали свое соперничество, так как каждый хотел стать главным среди всех. Если бы монголы имели дело с единой страной, а не с враждующими друг с другом княжествами, им не удалось бы одолеть Руси. Ведь как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Монголы всё время пополняли свои ряды свежими силами, а русским оставалось сражаться без сна и отдыха до смертного часа. Нередко на одного русского воина приходилось по 10-20 батыевых. Русские: одеты в кольчугу с поясом на поясе нож, в руках щит и копьё, на голове шлем. Монгол: на коне, на теле тоже что-то в виде кольчуги, шапка, в руках копье, за спиной лук со стрелами на поясе меч. Русь была обескровлена. Жестокий враг не щадил ни старых, ни малых. Страшное опустошение и разорение принесли Русской земле полчища Батыя. Вся Русь стала зависеть от Золотой Орды. Столицей его стал основанный Батыем город Сарай (Сарай по-монгольски означает дворец) расположенный недалеко от нынешней Астрахани. Теперь русские князья могли править только с разрешения ордынского хана. Они обязаны были ездить к нему на поклон, подносить ему и его приближённым богатые подарки. Жители Руси платили монголам дань. Эта зависимость продолжалась больше двух столетий. Исследование причин поражения Руси.Монгольские воины Сравнительные линии Русские воины Какие цели преследовали Военное снаряжение, доспехи. Сила Численность ……………. Нашествие Батыя. 19 декабря, 1237 год - 774 года назад началось вторжение войск хана Батыя в пределы Руси В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С Азии пришло монголо-татарское войско. Монголо - татары – это кочевые (переезжавшие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Количеством скота определялось богатство монголов, чем больше стадо, тем богаче и знатнее монгол. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, а на шестой – пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью в феврале 1238 году монголо – татары заняли Владимир. Осадили со всех сторон город. Подвезли стенобитные и камнеметные машины. В город летели тучи стрел, камни, огненные снаряды. Начался пожар. Пробили стену и монголам удалось ворваться в город. Владимировцы бились целый день. Но численность нападавших намного превышала численность защитников, и город пал. Ни один из русских князей, как повествует летопись, не пришёл другому на помощь. Захватив Владимир, монголо-татары пошли к Ростову, Ярославлю, Твери и другие города. За февраль 1238 года войску Батыя удалось захватить 14 городов. Много потерь понесли жители Руси, но и монголы тоже. Следующей целью монголов был Новгород. Этот богатый город очень привлекал захватчиков. Призадумался Батый: А сколько же надо будет биться за Новгород? Наступила весна. Дороги размыло, реки разлились. И двинул Батый свои воиска обратно. Не удалось ему дойти до богатого Новгорода. На обратном пути остановились монголы перед небольшим городком Козельском. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Такая же печальная участь ожидала Чернигов и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде - так стало называться государство монголо-татар. Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану-правителю Золотой Орды - за разрешением на владение княжествами. Как Русь боролась со шведами и немецкими захватчиками». Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. Первый удар нанесли шведы, они бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского. Было тогда Александру Ярославичу 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы.Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. 5 апреля 1242года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Александр Невский знал, что немецкие рыцари строятся клином. Его остриё составляли с ног до головы, закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри пешие воины. Такой порядок построения на Руси называли «Свиньёй» или «кабаньей головой». Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил пехоту. Он состоял из горожан, крестьян, вооружённых копьями, луками, боевыми топорами, то и просто ножами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. Справа и слева – основные силы пехота и конница. И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили серединный полк, но вдруг русские отступили за специальную сделанную преграду из саней. За ними устроились и крестоносцы. За санями начинался берег усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лед не выдержав тяжести сражающихся начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом придёт, от меча и погибнет» Завоевав земли Прибалтики, крестоносцы подступили к границам русских княжеств. Руси в это время приходилось очень тяжело. Она истекала кровью от нашествия монголов, а тут еще пришла новая беда: на русские земли двинулись шведы. Узнав о шведском вторжении, новгородский князь Александр Ярославович не стал дожидаться, когда не приятель подойдет к Новгороду, а поспешил ему навстречу. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года на р. Неве. С тех пор стали называть князя Александра невским. Александр Невский никогда не проявлял горячности, был не только смел, но и осторожен. Он старался сохранить мир с Золотой Ордой, понимая, что не пришло еще время для открытой борьбы. Прожил Александр немного четыре с небольшим десятком лет. Умер он на обратном пути из Орды, куда был вызван ханом. Считают, что был он там отравлен. Семь с половиной веков прошло, а мы не забываем о славной победе Александра Невского и возглавляемого войска. В бою рыцари строились клином-«Кабаньей головой»или «Свиньёй». Его удар был так силен, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие войны находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная это Александр, решил обхитрить врага. На Новгородцах были кольчужные рубахи, головы их покрывали остроконечные шлемы, надёжной защитой были крепкие щиты. Среди воинов Александра Невского было много ратных умельцев-людей опытных и закалённых в боях. Трудно было сдержать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Войско крестоносцев вступило на лёд Чудского озера. Впереди на лошадях, покрытых железными латами, двигались рыцари. Их головы защищали устрашающего вида шлемы с рогами и когтистыми лапами. Поверх доспехов были накинуты белые плащи с чёрными крестами. Крепко прижимали они к себе длинные копья.Но получилось так, что рыцари сумели смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучи они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере. 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо- западные рубежи нашей Родины. Благодаря таланту, опыту, храбрости, смелости полководца Александра Невского. Несмотря на юный возраст, был князь умён, образован и находчив. Исследования причин победы русских на Чудском озере.Русские воины Линия сравнения Немецкие рыцари- крестоносцы Какие цели преследовали Выбор места сражения Расстановка сил Военное сражение, доспехи воинов …….. 1 группа. 1) Прочитайте текст. 2) Найдите в тексте, кто такие монголо-татары? 3)Выполните задания: ∙ Найдите на карте походы войск Батыя и отметь с помощью стрелочек направление. ∙ Отметьте значком города, оказавшие наиболее упорное сопротивление войскам монголо- татарских ханов. 4) Приготовьтесь показать и рассказать классу. 2 группа. 1) Прочтите текст. 2) Заполните таблицу по линиям сравнения: причины поражения Руси и устно охарактеризуйте. 3) Приготовьте выступление на тему “Почему же Русь покорилась монголо-татарам? ”. 3 группа. 1) Прочитайте текст. 2) Покажите и расскажите по карте походы Александра Невского против шведских и немецких рыцарей. 3) Рассмотри схему Ледового побоища по учебнику» Наша Родина в прошлом» Н.И.Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова стр.55: расскажите и покажите одноклассникам, как Александр Невский поставил русские полки. 4 группа. 1) Прочтите текст. 2) Заполните таблицу по линиям сравнения, причины победы русских на Чудском озере и устно охарактеризуйте. 3) Приготовьте выступление на тему “Полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера ”.

«Дикие и домашние животные»   самоанализ урока
Цели урока: 
• создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным; 
• расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека; 
• отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; 
• формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; 
• воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; 
• способствовать расширению кругозора; 
• воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела НАШ ДОМ И СЕМЬЯ

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

План-конспект урока по учебнику  «Окружающий мир. 1 класс». 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу»

Автор: Исмаилова Асилби Магомедовна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 545079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»"
    ["seo_title"] => string(36) "tema_nevidimye_niti_v_osennem_lesu_1"
    ["file_id"] => string(6) "545717"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586261075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема урока: «Невидимые нити в зимнем лесу» "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-uroka-nievidimyie-niti-v-zimniem-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "179041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424939753"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему,, Невидимые нити в зимнем лесу.,,"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_nievidimyie"
    ["file_id"] => string(6) "384744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485584732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План-конспект урока по окружающему миру«Невидимые нити в осеннем лесу»"
    ["seo_title"] => string(74) "plan_konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_nevidimye_niti_v_osennem_lesu"
    ["file_id"] => string(6) "583314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623656342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока окружающего мира по теме «Невидимые нити в осеннем лесу»"
    ["seo_title"] => string(79) "plan_konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_nevidimye_niti_v_osennem_lesu"
    ["file_id"] => string(6) "500603"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550607227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства