kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учителей начальных классов.  В работе показаны приёмы  проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в начальной школе»

Мастер-класс

Технология проблемного обучения

в начальной школе

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети.

И всё же они ухитряются как – то

Понять, что творится на свете.

С.Я. Маршак


Слайд 2

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.  Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 
Слайд 3

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. 

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 

Слайд 4

- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»
Слайд 5

Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

  1. Математика, 2 класс. 
    Учитель делает на доске запись:

2 + 5 ∙ 3 = 17 2 + 5 ∙ 3 = 21

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки (2 + 5) ∙ 3 = 21

Учитель: Где вы поставите скобки?

- Ещё один пример использования этого приёма:

Слайд 6

  1. Русский язык, 3 класс

Учитель: Разберите по составу слово проходил

Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)

В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?

Ученики: В корне можно – проверочное слово (ход) , а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.

Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)

Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?

Чем является пра- в этих словах?

Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.

Слайд 7

Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Слайд 8

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Лена, Катя и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.

(Приложение)

(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Почему так вышло? Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

Слайд 9

- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)

 Слайд 10
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 
Русский язык, 3 класс. 
Учитель:  На доске слова: редкий редко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Корень.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова редкий.

(Дети убедились, что - ий окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово редко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что же такое "о" в слове редко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.

Слайд 11
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

- Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».

Прием 4. В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 2 класс. 
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 250 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.  (9+9+9+9+9+9+9+9+………………………) Знакомство с умножением.

Слайд 12

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 2 класс. 
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 
Слайд 13

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.

Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Слайд14

Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно» . Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса". 
На каникулах мы побывали в Пятигорске в музыкальном театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был яркий, красочный, дети вернулись в хорошем настроении. По приезде домой они предложили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль для родителей.
Учитель: А любую сказку можно поставить на сцене?

Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. А что значит "как пьеса"? 
Ребята! Давайте разберёмся, что такое пьеса. 

Слайд 15

Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Я считаю, что именно за проблемным обучением будущее современной школы.

Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Слайд 16

Рефлексия

  • Уважаемые коллеги! А вы, исходя из своего опыта, согласны с важностью создания проблемной ситуации на уроке или считаете, что это дань моде?

  • Какой приём создания проблемной ситуации показался вам интересным?

  • Каковы ваши пожелания?

Слайд 17

- Спасибо за внимание!

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технология проблемного обучения в начальной школе

Автор: Елена Ивановна Зайцева

Дата: 06.12.2021

Номер свидетельства: 593716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Реализация деятельностного подхода   через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(124) "riealizatsiia-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-chieriez-tiekhnologhiiu-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422267175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "«Повышение качества урока через использование технологий проблемного обучения в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(114) "povyshieniie-kachiestva-uroka-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "256460"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448133522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "«Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(62) "tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_v_nachalnoi_shkole_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "504762"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553615747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства