Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного обучения в рамках реализации ФГОС в начальной школе»
Технология дифференцированного обучения в рамках реализации ФГОС в начальной школе
1.Тема опыта: Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС2.Сведения об авторе опыта: Свою педагогическую деятельность начала в 1986 году Мой педагогический стаж 35 лет. Работаю по УМК «Школа России».
3.Условия возникновения, становления опыта. Наша школа ставит перед собой цель: «Создание оптимальных условий для повышения качества образования в условиях введения ФГОС нового поколения». Для реализации этой цели необходим дифференцированный подход в обучении и воспитании, активизация деятельности каждого обучающегося на уроке и во внеурочной работе. Важным является не только усвоение знаний, но и способы подачи и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала младших школьников.
4.Новизна опыта. Новизна моего опыта состоит в том, чтобы изменить способы усвоения и передачи учебного материала, развивать познавательные возможности и творческий потенциал детей, различных по уровню развития способностей и здоровья. Важным аспектом реализации своего опыта считаю осуществление дифференцированного подхода к детям, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей младших школьников, создание базы для изучения информационных технологий, условий для развития личности.
5.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения.
Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.
Работая по УМК «Школа России», я убедилась в том, что, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы. Применяя такую технологию работы, я сумела повлиять на активизацию учебного процесса, положительную работу в классе и дома, так как появилось соревнование между детьми и чувство сопереживания, стремление личности к творчеству, интеллектуальный рост обучающихся.
6. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в идее сотрудничества педагога и обучающихся на основе взаимного уважения, учения без принуждения и унижения, основанной на подлинном интересе к математике. При этом помощь педагога должна быть максимальной, но опосредованной, косвенной. Необходимым должно быть создание благоприятных условий учения каждого, где учитель не «над», а «рядом» с учеником.
7. Длительность работы над опытом. Над данной темой я работала 5 года. Сначала применяла дифференцированные задания на уроках закрепления, при проведении проверочных и контрольных работ. В последнее время уровневая дифференциация на уроках математики включается в разные этапы урока, что даёт стабильные результаты и делает участие школьников в учебном процессе интересным и активным.
8. Диапазон опыта. Уровневая дифференциация приемлема как на отдельном этапе урока, так и в целостной классно-урочной системе, внеклассной воспитательной деятельности, консультативно—разъяснительной работе с родителями.
9.Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость опыта заключается в непрерывном соотношении обучения и развития с ориентацией на каждого ученика, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебного процесса с учётом уровня развития способностей и состояния здоровья учащихся.
10.Доступность опыта. Доступность опыта заключается в том, что он приемлем на любом этапе урока, для всех предметов и в любой программе общеобразовательной школы.
11.Сущность опыта. Сущность опыта состоит в развитии познавательных и творческих способностей младших школьников на основе активизации их деятельности на уроке и во внеурочное время, в создании условий, которые предоставляют ребёнку развиваться интеллектуально, достигать успеха, переживать радость познания мира.
Распределение учащихся по группам
В работе использую задания, рассчитанные на три группы учащихся:
1 группа – с высоким уровнем обучаемости;
2 группа – со средним уровнем обучаемости
3 группа – с низким уровнем обучаемости.
При распределении по группам важно соблюдать педагогический такт. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы. Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Символы можно периодически менять. Некоторые способы дифференциации (например, по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.), вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу. Этому содействует систематическое проведение в различных (оптимальных) сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.
Не обязательно дифференцировать все этапы урока. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Способы дифференциации предполагают:
Дифференциацию содержания учебных заданий:
по уровню творчества;
по уровню трудности;
пообъему;
Дифференциацию способов организации деятельности детей:
по степени самостоятельности;
по степени и характеру помощи учащимся;
по характеру учебных действий.
Важно помнить, что дифференциация учебной работы - это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.
Способы дифференциации учебной работы школьников.
Рассмотрим применение указанных способов дифференциации на примере уроков математики.
Дифференциация по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный (типовые упражнения) или продуктивный (творческий).
Примером творческих заданий могут служить поиск закономерностей, классификация, восстановление пропущенных элементов, преобразование математических выражений, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление математических выражений, задач.
Считаю целесообразным работать над поиском рационального способа решения. Это побуждает детей думать нестандартно, анализировать, высказывать свое мнение. При работе над заданиями, имеющими несколько способов решения, можно предложить следующие:
(49+ 44) – 39 (58 + 23) – 38
( 45 + 47) – 45 (65 + 34) – 65
3-я группа
2-я группа
1-я группа
Найдите значения выражений.
Вычислите. Найдите значения выражений другим способом (подсказка-выделение чисел). Подумайте, какой способ удобнее. Подчеркните его.
Подумайте, сколькими способами можно найти значение этих выражений. Запишите. Для каждого выражения подчеркните наиболее удобный способ решения.
Способ дифференциации по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.В качестве усложнения материала предлагаю детям более сложный числовой материал, использование в заданиях букв вместо чисел, увеличение количества действий в задаче, выражении, использование обратного задания вместо прямого.
1- ягруппа
2-я и 3-я группы
5 м = … дм
9 дм = …см
50 дм = …м
90 дм = …м
Работая по УМК «Школа России», считаю, что учащимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Учебники содержат задания разного уровня трудности, ориентироваться в них помогают условные обозначения. Объем заданий, рассчитанных на урок, часто дается с избытком. Это позволяет учителю, не прибегая к дополнительным карточкам, дифференцировать работу по объему.
Необходимость использования дифференциации заданий по объему учебного материала обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительным детям, а также детям с низким уровнем обучаемости требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание.
Как правило, дифференциация заданий по объему сочетается с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаю творческие упражнения или более трудные (*).Например:
Основное задание
Дополнительное задание
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе работы дифференциация проявляется на организационном, а не на содержательном уровне. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. Схематически дифференциацию по степени самостоятельности можно представить так:
1 группа
2 группа
3 группа
Ориентировочный этап: знакомство с заданием
Исполнительский
этап
I Работа под руководством учителя
Самостоятельная работа
II Работа под
руководством учителя
Самостоятельная работа
Проверочный этап
При этом ребята сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имеют возможность вернуться к работе под руководством учителя.
Следующий способ дифференциации по степени и характеру помощи - Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
И.И. Аргинская (автор курса математики в системе Л. В.Занкова) предлагает использовать три вида помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в работу или допустил ошибку. Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки. Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель сообщает, что нужно делать. Этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3 группы.
Помощь может быть предложена в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, карточек-помощниц, карточек-консультаций, справочных материалов, плана, инструкции.
Карточки я делаю мобильными, вложенный материал не убирается сразу, а работает на ученика несколько уроков. В случае затруднения при решении подобной задачи (уравнения, примера) ученик обращается к нужной карточке.
При любом варианте методик важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику должна уменьшаться. В итоге ученик приучается выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.
Следует отметить, что этот способ дифференциации наиболее трудоемкий, но эффективный.
Задания по выбору учащихся
В трудах Ш.А. Амонашвили подчеркивается, что ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора. Предоставление учащимся возможности выбора, уже само по себе стимулирует возникновение интереса к предмету, способствует развитию индивидуальных склонностей.
Эта идея может быть реализована при организации дифференцированной работы, предполагающей выбор школьниками учебных заданий.В заданиях на выбор возможно сочетание разных способов дифференциации.
Уровень сложности задания можно преподнести в игровой форме. Ситуация выбора, по мнению А.А. Марковой, оказывает влияние на становление у детей положительной учебной мотивации.
Особенности учебной мотивации учащихся можно учитывать при подборе заданий. Карточки с заданиями помещаю в конверт, и сообщаю, что можно выбрать задание из любого конверта. В зеленом конверте находятся обычные упражнения из учебника. В желтом конверте я помещаю задания, которые можно выполнять с одноклассниками (в группе или паре). В красном конверте находятся творческие задания, нестандартные, требующие размышления.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация. Второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для детей, у которых уже имеются познавательные мотивы. Этот способ дифференциации позволяет лучше узнать детей класса, открывая порой учеников с новой стороны.
Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает поверить в свои силы.
По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками.