Мотивационно- целевой | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ирина Андреевна, и сегодня урок литературы проведу у вас я. -А чтобы наша работа была интересной и увлекательной, мы настроимся на хорошую работу. -Возьмитесь за руки с соседом по парте и давайте поприветствуем друг друга. Все друг другу повернулись. И друг другу улыбнулись. Повернитесь все ко мне. Улыбнитесь-ка и мне. -Молодцы, ребята. -Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь. -Не забываем про правильную посадку: спина ровная, ноги стоят на ровной стопе. -Ребята, я внимательно буду следить за каждым рядом, а в конце урока, отмечу тот ряд, дети которого активно отвечали, хорошо себя вели, красиво писали в тетради. В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся. -Начнем урок с речевой разминки. Прочтите сначала про себя. А теперь все вместе Са-са-са вот бежит лиса Со-со-со лиса катит колесо Су-су-су в лесу видел я лису Ца-са, ца-са – на ветке сидит оса Цу-су, цу-су – гони скорей с цветка оса -Давайте вспомним, что такое басня? -Кто главные герои басен? -А что главное в басни? -Что такое мораль? Молодцы! -Сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадки: У реки , над камышами, Вот с та-а-а-акущими глазами, Зависает вертолёт. Пассажиров не берёт! И пропеллер… И глаза… Да ведь это — … ! И грузчик, и плотник, и артельный работник, а без пилы и топора строит города. -Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Правильно! -А какую цель поставим на урок? | | Басня - это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками. Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей. Мораль. Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни. Стрекоза Муравей Стрекоза и Муравей Познакомиться с басней |
Актуализация знаний | -На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова. А что писал И.А.Крылов? (Басни) Давайте вспомним, что мы узнали о нём? Иван Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. -Басня «Стрекоза и Муравей», написана Крыловым. -Откройте учебники на стр.106-107 .Давайте рассмотрим рисунки и попробуем представить, какие характеры будут у главных героев басни. -Что мы можем сказать о Стрекозе? -О муравье? | | Вспоминают, читают со слайда. Открывают учебник. Красавица, беззаботная, легкомысленная, весёлая. Труженник, умный. |
Изучение нового знания | -Давайте проверим наши предсказания и внимательно прослушаем текст басни. Текст читает учитель. -О чем говорится в басне? -Такой ли перед нами предстала Стрекоза, как мы видим её? А Муравей? -Есть ли слова или фразы, которые вам не знакомы? Удручена – огорчена Зима катит в глаза – неожиданно наступает зима Помертвело чисто поле – урожай собран, цветы и травы увяли, засохли; насекомые попрятались, птицы улетели Нужда – недостаток чего-либо Вешних – весенних Мурава – трава -Прочтем слова по цепочке. -Прочтём басню по цепочке до точки. -Как жила Стрекоза, где она кушала летом? Прочтите. -Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? -К кому пошла Стрекоза за помощью? -С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? -Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? -Вам жаль Стрекозу? -Вы считаете, Муравей поступил правильно? -Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? -Ребята,вы большие молодцы, а теперь давайте разомнём ручки и ножки. Вставайте Физкультминутка Раз-подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. -Молодцы! -В конце басни есть пословица. Давайте прочтем её. Как вы понимаете смысл пословицы? - В чём смысл басни? | | Ответы детей. Ответы детей Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. |
Самоконтроль и самопроверка | -Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах? Молодцы, правильно. -Вам необходимо нарисовать понравившуюся сцену из басни и представить ее. Дети рисуют и представляют свой рисунок. - С какой басней Крылова мы сегодня познакомились? -Кого подразумевает под животными Крылов? -Что осуждается в этой басне? -Какова мораль басни? -Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? Иван Андреевич Крылов написал много басен. В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. -Домашнее задание выучить басню стрекоза и Муравей. | | Стрекоза и Муравей Беспечность, леность, черствость, эгоизм Нужно все делать вовремя Делу время, потехе час |