Iэтап Самоопределение к деятельности. -Актуализация знаний учащегося; -мотивация обучающихся к изучению темы | Учитель выбирает способ постановки темы, проблемы урока. Организовывает подготовку учащихся к чтению басни, прогнозирование его содержания и тематической эмоциональности в соответствии с возрастом учащегося. Постановка целей урока, с учетом общей готовности учащихся к работе. слайд №1 Учитель: - Ребята, тему урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И.А.Крылову). – Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных. - Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали баснописца И.А. Крылова. «Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов. - О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними? - На эти вопросы мы будем находить ответы. А с какой басней мы сегодня познакомимся? Попробуйте отгадать. слайд №2 -Кого в литературе называют баснописцем? - Как образовано это слово? - Самым известным баснописцем в русской литературе является И.А. Крылов. слайд №3 - Что такое басня? слайд №4 | Умение со стороны учащихся зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению басни. Дети обсуждают вопросы учителя, высказывают возможные ответы. Учатся работать по плану, предложенному учителем. | Личностные: проявление интереса к жанру басни. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. |
II этап: Изучение нового содержания. Формирование восприятия басни как особого литературного жанра. | Учитель предлагает учебные задания и методы работы с информацией. Выбирает вид первичного чтения басни с учетом специфики текста. В ходе беседы выявляет первичное восприятие. Вносит необходимые коррективы, соотнеся качество первичного восприятия с содержанием последующей работы. Учитель предлагает вопросы разной смысловой направленности. Использует фронтальные формы работы. Организовывает коллективную дискуссию. Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. слайд №5 - Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста В. Гафта. - Что удалось передать чтецу голосом, интонациями? - Кто главные персонажи этой басни? - Какой вы увидели Стрекозу? -Как автор передает настроение и чувства Стрекозы? Какими словами он выражает свое отношение к ней? - Что изменилось в жизни Стрекозы с наступлением зимы? слайд №6 -Прочитайте строки из басни. Как Муравей отнесся к беде Стрекозы? Почему он отказал ей в уюте, доме, назвал просьбу Стрекозы странной? - Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов? - Автор через образы животных показывает человеческие характеры, он осуждает лень, беспечность, хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом. слайд №7 -Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости. - Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям. На опорных листах имеются слова и словосочетания, которые помогут вам выделить признаки басни. Дайте ответ на вопрос «Что такое басня», работая в парах. Небольшое произведение по размеру. Веселое, смешное произведение. Заставляет задуматься. В стихах. Содержит вывод – мораль басни. Героями являются люди. Героями обычно являются животные. Высмеиваются пороки людей. Волшебные герои и события. - А теперь выясним, чем басня отличается от сказки. Все вместе будем выделять основания для сравнения и говорить об отличиях басни и сказки. Сравнительная таблица. Признаки сравнения | Сказка | Басня | Автор | Сказки бывают и авторскими и народными | Как правило, басни сочиняют поэты | Объем, размер | Сказки больше басен | Басни меньше сказок | Герои, события | В сказках есть волшебные герои и события; герои в сказках преодолевают трудности | В баснях нет | Финал, концовка произведения | Сказки имеют счастливый конец, в сказках нет вывода | Басни, как правило, содержат в конце мораль | Построение произведения | В сказках есть зачины, присказки, повторы эпизодов | В баснях нет | Чтение басни по ролям Учитель:- Разделите между собой роли. Представьте себе, что это событие происходит сейчас. Читайте от лица персонажа, роль которого исполняете, «добивайтесь» того, чего хочет этот персонаж. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, о чём они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами. Читающий за автора наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит. -Ваня, прокомментируй как твой герой поступил по отношению к Стрекозе? -Ульяна, а твоя героиня как ты думаешь, согласится работать? | Дети учатся проверять правильность своих ответов по толковому словарю. Слушают басню в исполнении артиста В. Гафта. Проявляют наличие первичной эмоциональной реакции на текст, умение выразить свои чувства, мысли. Анализирует текст басни. Показывает умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявляет внимание к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Участвуют в коллективной дискуссии, проявляют умение работать в парах, группах. Показывают умение формулировать аргументы, корректировать свою точку зрения. Дети оценивают качество чтения своих одноклассников. | Личностные: проявление интереса к жанру басни. Регулятивные: умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат. Коммуникативные: умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других. Предметные: усвоение литературного понятия «басня», умение определять характерные признаки басни, сравнивать басню со сказкой, находить общие отличительные признаки, читать по ролям, передавать голосом, интонациями характер героя. |
IV этап Рефлексивная деятельность Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. VI этап. Домашнее задание разного уровня | Организация подведения итогов урока, повторения того нового, что узнали. Организация самоанализа и самооценки ученика. Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы: -По каким признакам мы узнаем басню? -Нужно ли знать эти признаки? -Почему мы должны их знать? Заполните анкету. Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре. -На уроке я работал активно/пассивно -Своей работой на уроке я доволен/недоволен -Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным -За урок я не устал/устал -Мое настроение стало лучше/хуже -Материал урока мне был понятен/непонятен -Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь в нашей работе? слайд №8 1.Выучить басню наизусть 2. Выучить басню наизусть и подобрать пословицы, которые можно соотнести к Муравью и Стрекозе. | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий. | Коммуникативные умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения Регулятивные: Оценивать совместно с учителем результат своих действий. |