Ейск, 2019 г.
Цель: формировать умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
образовательная – сформировать представление о такой орфограмме, как безударное личное окончание глагола, учить обосновывать правильность написания данной орфограммы;
развивающая – развивать коммуникативные навыки, психические процессы (память, внимание, наблюдательность), устную и письменную речь.
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за окружающий мир, любовь к родному языку, расширять кругозор.
Оборудование: учебник, презентация.
Регулятивные УУД: умение слушать, принимать активное участие в выполнении коллективной работы, выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД: умение формулировать тему и цель урока, анализировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: готовность прийти на помощь товарищу (взаимовыручка), умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, высказывать мнение и отстаивать его.
Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, Начинается урок. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствие учителя. | Личностные УУД: проявлять желание учиться. |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном дейстивии | - Открывайте рабочие тетради, записывайте число и классная работа. - Начнем мы наш урок с минутки чистописания. Под классной работой пропишите заглавную и строчную букву Г, г и слоги гл, ло, га, гол. - Запишите ниже слово «Словарь», на следующей строке записывайте слова: Гореть, берег, гвоздика, агроном, богатство, четверг, килограмм, лагерь, вдруг, магазин, город, снегирь, ягода. - Спинки держим прямо, локти не свисают, ножки стоят ровно. - Какой согласный чаще всего встречается в этих словах? Какая часть речи начинается на эту букву? Вспомните ее определение. Верно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем вспоминать эту часть, но чтобы узнать, какая тема нашего сегодняшнего урока, выполним задание из карточек, которые лежат на ваших столах. - Прочитайте стихотворение, спишите его, вставляя пропущенные буквы и выделяя в этих словах ударение. Ярко солнце свет…т, В воздухе тепло, И куда ни глян...шь, Все кругом светло. - В какой части глаголов пропущены буквы? Стоят ли они под ударением? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? | Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа. Выполняют словарную работу и минутку чистописания. Ответ учащихся: - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? И т.д. Учащиеся выполняют задание: Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда не глянешь, Все кругом светло. - В окончаниях глаголов. Нет, они безударные. - Тема сегодняшнего урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». - Продолжим изучение части речи – глагол, познакомимся с правилом написания безударных личных окончаниях глаголов. | |
Постановка учебной задачи | Чтобы достичь поставленных задач, первым делом познакомимся с орфограммой. - Откройте учебник на странице 98. Прочитайте правило в рамке. - Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? - Теперь, пользуясь памяткой, запишите глаголы в рамочке на этой же странице, вставляя пропущенные буквы. - Давайте повторим, что нам нужно сделать, чтобы определить правильное написание безударного личного окончания глагола? Молодцы. | Читают вслух правило из учебника. Ответ учащихся: - Сначала нам нужно определить время, лицо и число глагола. Затем поставить его в неопределенную форму и определить спряжение. Четвертым действием мы вспоминаем окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и записываем правильную букву. Выполняют задание письменно, сначала один ученик диктует действия над первым словом, остальные записывают под его диктовку, исправляя при необходимости ответ диктующего. Второе слово выполняет сосед по парте и так далее последующие слова до конца. - Се(е,и)т – это глагол настоящего времени, 3-го лица, единственного числа с безударным окончанием, отвечает на вопрос что делает? - Ставлю глагол в неопределенную форму – что делать? сеять. Этот глагол первого спряжения, так как оканчивается на –ять, поэтому в 3-ем лице единственного числа надо писать окончание -ет. - Нужно определить время, лицо и число глагола, поставить его в неопределенную форму и определить спряжение. После этого вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и записать правильную букву. | |
Постановка проекта выхода из затруднения | - Существуют в этом правиле слова-исключения, которые легче запоминаются в стихотворении, прочитайте его на слайде. - Как вы думаете, чем отличаются эти слова-исключения от глаголов «брить» и «стелить»? - К какому спряжению относятся данные глаголы? - А теперь выполним работу в карточках. Записаны слова: нос…м, посмотр…м, пиш…м, ход…м; отыщ…м, крас…м, гоня…м, слуша…м. - Спишите их, вставляя пропущенные буквы. - Устно объясните. | Читают стихотворение: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е писать нельзя! Ответ учащихся: - Имеют основу в неопределенной форме – на -е и на -а. Относятся ко II спряжению. - К I спряжению, т.к. имеют личные окончания -ет и -ют. носом, посмотрим, пишем, ходим, отыщем, красим, гоняем, слушаем. -Глаголы «пишем», «отыщем», «гоняем», слушаем I спряжения, потому что в неопределенной форме они оканчиваются на -ать (пишем –писать, отыщем-отыскать, гоняем-гонять, слушаем-слушать.). Все остальные глаголы II спряжения: носим-носить, посмотрим-посмотреть (искл), ходим-ходить. Глагол красим II спряжения, потому что в неопределенной форме оканчивается на -ить – красить. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Наши ручки устали, поэтому мы для них сейчас проведем разминку. - Встаньте из-за парт, руки вверх, вперед, в стороны. Мы капусту рубим Мы капусту трем Мы капусту солим Мы капусту жмем. - Мы немного отдохнули и можем снова приступать к работе. Откройте учебники на странице 100. Автор дает нам еще одно правило, которое обозначено фразой «обратите внимание!». Прочитайте его. - Чтобы мы смогли его запомнить, выполним упражнение 204 на этой же странице. Прочитайте стихотворение сначала про себя, затем вслух, вставляя буквы. В каких словах мы применили правило? | Выполняют вместе с учителем физминутку. Читают правило из учебника: - В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о́] ,а обозначается этот звук буквой ё: бережёт, жжёт, стрижёт. Читают стихотворение, вставляют пропущенные буквы: Славно ласточка щебечет, Ловко крыльями стрижёт, Всем ветрам она перечит, Но и силы бережёт, Реет верхом, реет низом, Догоняет комара И в избушке под карнизом Отдыхает до утра. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | А сейчас мы поработаем самостоятельно по вариантам. Перед вами карточки. Ваша задача: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить письменно орфограммы 1 вариант: Пахн…т свежест…ю сирен..., сладко пахн…т резедой. 2 вариант: Син..м пламен…м пыла…т стаи туч над бездн…й моря. 3 вариант: Море лов…т стрелы молний и в своей пучин… гас…т. | Учащиеся в карточках выполняют задание самостоятельно по вариантам. | |
Включение в систему знаний и повторений | - Вот урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке? - Что такое глагол? - Какое правило мы с вами изучили? Назовите последовательность действий нахождения безударных личных окончаний глагола. - Перечислите слова-исключения. - Что вам запомнилось больше всего? | - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? И т.д. - Правило написания безударных личных окончаний глагола. Сначала нам нужно определить время, лицо и число глагола. Затем поставить его в неопределенную форму и определить спряжение. Четвертым действием мы вспоминаем окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и записываем правильную букву. - Гнать, держать, смотреть видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть (не пишутся с Е). Брить, стелить (не пишутся с И). Делятся впечатлениями о своей работе на уроке. | |
Рефлексия деятельности | - Все ли вам было понятно? Успевали ли вы за остальными ребятами в классе? - Если вы остались довольны своей работой на уроке, то поднимите обе руки, если же у вас возникали трудности и вы не справились с большей частью заданий на уроке, поднимите одну руку. | Учащиеся рассказывают про успехи и неудачи. Проводят рефлексию своей деятельности | |