Составила: Голубкова Анна Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №19 с. Дальнее Сахалинской области
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятель- ность ученика | УУД | Обратить внимание на… |
1.Самоопре-деление к учебной деятельнос-ти (мотивация) ( 1-2мин ) («Хотите узнать новое?») | - выработать на лично-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебных действий | - создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность - активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности - устанавливает тематические рамки учебной деятельности. «хочу», «надо», «могу» | Отвечают на вопросы | -самоопределение /личностные УУД/ -целеполагание /познавательные УУД/ -планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками /коммуникативные УУД/ | - наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности |
2.Актуали-зация знаний и фиксирова-ние затрудне-ния в деятельнос-ти (4 – 5 мин) | -подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению нового способа действия | Активизирует мыслительные операции, познавательные процессы и предоставляет индивидуальное задание на применение нового знания | -воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построение нового способа действия - актуализируют норму пробного учебного действия (хочу, надо ,могу) - пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания запланированного для изучения на данном уроке - возникшие затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении способа действия | -мыслительные операции /познав. УУД/ - извлечение необходимой информации из текста - использование знаково- символистических средств - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - выполнение пробного учебного действия /регулятивные УУД/ - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии / регулятивные УУД/ - волевая саморегуляция в ситуации затруднения /регулятивные УУД/ - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -аргументация своего мнения и позиция в коммуникации / коммуникативные и УУД/ -учет разных мнений -использование критериев для обоснования своего суждения | -соответствует ли задание содержательной установке урока -свободно ли владеют дети предложенным содержанием -свободно ли выявляют причины ошибок -является ли индивидуальная деятельность учащихся в индивидуальной ситуации |
3.Постанов-ка учебной задачи ( 4 – 5 мин) | -поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средство ее реализации | -выступает в роли организатора и после детей сообщает цель и тему урока | -формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения ( чему учиться) -предлагают и согласовывают тему урока | -самоопределения / личностные УУД/ -смысл образования /личностные УУД/ -мыслительные операции /познавательные УУД/ -самостоятельное формулирование познавательной цели /познавательные УУД/ -поиск и выделение необходимой информации /познавательные УУД/ | -указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднения -выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия -четко ли зафиксирована цель и тема урока |
4.Построе-ние проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) (10-12 мин ) | -построить новый способ действия -сформулировать умение его применять как при решении задач, которое вызвало затруднение, так и решение задач такого же типа | в роли организатора -фиксирует новый способ действия (алгоритм на доске) и следит за хронометрией урока (алгоритм должен быть кратким, содержать слова в повелительном наклонении «найди, прочитай, выдели …») | На основе выбранного метода учащиеся выдвигают гипотезы, используют предметные действия, применяют новый способ действия к задаче , которая вызвала затруднение -фиксируют в обобщенном виде новый способ действия в речи и знаково фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения | -смыслобразование /личностные УУД/ -мыслительные операции /познав. УУД/ -волевая саморегуляция /регулятивные УУД/ -познавательная инициатива /регулятивные УУД/ -выдвижение гипотез и их обоснование /познавательные УУД/ -использование знаково – символистических средств /познав. УУД/ -поиск необходимой информации - моделирование и преобразование модели /позн.УУД/ -установление причинноследственной связи /позн.УУД/ -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждения и доказательства /позн.УУД/ -нравственно-этическое оценивание усваемого содержания /личностные .УУД/ -осознание ответственности за общее дело /лич.УУД/ -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям /лич.УУД/ -адекватное использование речевых средств деятельности(решение коммуникационных задач) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения - достижение договоренности и согласования общего решения -решение конфликта /коммуникативные УУД/ | -выбран ли метод решения проблемы учащимися самостоятельно -предложено ли решение проблемы самими учащимися -не нарушено ли учителем роль организации -достаточно ли четко зафиксирован новый способ действий |
5.Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи ( 4 – 5 мин ) | -усвоить учащимися новый способ действия | Выступает в роли организатора -обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании вслух учащимися | Решает (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма | -мыслительные операции /позн. УУД/ -извлечение из предметных текстов необходимой информации /поз.УУД/ -использование знаково-символистических /позн.УУД/ -подведение под понятие /позн.УУД/ -установление причинно-следственных связей /позн.УУД/ -использование действий по алгоритму /позн.УУД/ -осознанное и произвольное построение речевого высказывания /позн.УУД/ -построение логической цепи рассуждения доказательства /позн.УУД/ + смотри - №4 коммуникативные УУД -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | -успешно ли учащиеся справились с предложенными заданиями -согласованы ли процесс решения задания и его комментирование -грамотная ли речь по данному предмету |
6.Самостоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону (формирует-ся адекватная самооценка и самоконт-роль) ( 4 – 5 мин ) | Интериоризировать (пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимися новый способ действия и провести рефлексию (коллективную и индивидуальную) достижения цели пробного учебного действия | -организовывает самостоятельную работу на новый способ действия -организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону -создает по возможности ситуацию успеха для каждого ребенка -для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления (индивидуальная корректировка) | -пошагово проверяют по алгоритму свои действия -фиксируют знаково (+, -, !) положительные результаты своих действий и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия | -мыслительные операции /позн.УУД/ -извлечение из предметных текстов необходимой информации /позн.УУД/ -использование знаково-символистических средств /позн.УУД/ -подведение под понятие /позн.УУД/ -выполнение действий по алгоритму /позн.УУД/ -осознанное и произвольное построение речевого высказывания /позн.УУД/ -доказательство /позн.УУД/ -контроль /регулятивные УУД/ -коррекция /регул.УУД/ -оценка /регул УУД/ -волевая саморегуляция в ситуации затруднения /регул.УУД/ -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью /коммун.УУД/ -использованные критерии для обоснования своего суждения /коммун. УУД/ | -самостоятельно ли учащиеся проверяли свою работу, какая часть учащихся выполнила верно -организована ли корректировка знаний для учащихся, не справившихся с работой -создана ли ситуация успеха для каждого учащегося |
7. Включение в систему знаний и повторений ( 7 – 8 мин) | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученный способ и подготовиться к изучению следующих разделов. | -организовывает выполнение заданий, в которых новый способ действия связан с ранее изученными -организовывает тренировку ЗУНов ранее сформированных, которые требуют доработки | - выявляют и фиксируют границы применения новых знаний - выполняют предложенные учителем задания | Все познавательные УУД (см. предыдущие этапы) + - контроль - коррекция /регул.УУД/ - оценка + все коммуникативные УУД - постановка вопросов /коммуник.УУД/ + все личностные УУД | - какая часть учащихся включена в самостоятельное решение задач на повторение - реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные действия цели повторения |
8. Рефлексия деятельнос-ти ( 2 – 3 мин ) | -оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действия | -организовывает рефлексию по вопросам и самооценку учениками собственной учебной деятельности -определяет домашнее задание с элементами выбора и творчества Учитель спрашивает: Какова цель урока? Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали? Каким способом?. Где используется? -каковы результаты класса и мои собственные , кто освоил новый способ, почему не поднял руку, ты знаешь свои ошибки, что нужно еще, чтобы освоить этот метод | -соотносят цель и результаты учебной деятельности -фиксируют степень этого соответствия и намечают цели дальнейшей деятельности | -рефлексия способов и условий действия /позн. УУД/ -контроль, оценка процесса и результатов своей деятельности -самооценка на основе критерия успешности /личн. УУД/ -адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности /личн.УУД/ -выражение своих мыслей с достаточной полнотой -формулирование и аргументация / коммун. УУД/ -планирование учебного сотрудничества /коммун. УУД/ -следование моральным нормам и этическим требованиям | -правильно ли учащиеся зафиксировали полученное новое знание -проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог -посмотреть какое психофизическое состояние учащихся (цвет, улыбки, знаки) |