Технологическая карта "План местности и географическая карта". (Масштаб.) для уч-ся 5-6 классов
Технологическая карта "План местности и географическая карта". (Масштаб.) для уч-ся 5-6 классов
Предмет: география
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: План местности и географическая карта. (Масштаб.)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: открытия нового знания.
Время проведения: 22.09.2015г.
Участники: обучающиеся 5 «б» класса
Цель урока: Развитие личности учащегося через формирование умения пользоваться масштабом.
Планируемый результат,в том числе и формирование УУД: обучающиеся должны уметь использовать знания основных видов изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, определять расстояния между объектами с помощью масштаба.
Предметные:
•Знать – термины и понятия: «ориентирование», «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта», «азимут», «план местности»
•Уметь - определять основные и промежуточные стороны горизонта, азимут на плане местности (по местным признакам); измерять расстояние на плане местности.
•Научиться – составлять используя план местности и географические знания безопасный путь из дома в школу и обратно.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента, который пригодится в жизни.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске правильных вариантов из предложенных, умение выражать свои мысли.
Основные понятия: план местности, географическая карта, масштаб, топографическая карта, градусная сеть.
Межпредметные связи: Математика, ОБЖ
Ресурсы: Электронное приложение к учебнику географии 5 класса. Презентация «Масштаб»; Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2013г.; Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013г.; Атлас География.5 класс. ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2013 г.
Технологическая карта урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "План местности и географическая карта". (Масштаб.) для уч-ся 5-6 классов »
Проект урока по предмету
ФИО:Андреева Анна Сергеевна
Предмет: география
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: План местности и географическая карта. (Масштаб.)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: открытия нового знания.
Время проведения: 22.09.2015г.
Участники: обучающиеся 5 «б» класса
Цель урока: Развитие личности учащегося через формирование умения пользоваться масштабом.
Планируемый результат,в том числе и формирование УУД: обучающиеся должны уметь использовать знания основныхвидов изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, определять расстояния между объектами с помощью масштаба.
Предметные:
•Знать – термины и понятия: «ориентирование», «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта», «азимут», «план местности»
•Уметь - определять основные и промежуточные стороны горизонта, азимут на плане местности (по местным признакам); измерять расстояние на плане местности.
•Научиться – составлять используя план местности и географические знания безопасный путь из дома в школу и обратно.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента, который пригодится в жизни.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске правильных вариантов из предложенных, умение выражать свои мысли.
Основные понятия: план местности, географическая карта, масштаб, топографическая карта, градусная сеть.
Межпредметные связи: Математика, ОБЖ
Ресурсы: Электронное приложение к учебнику географии 5 класса. Презентация «Масштаб»; Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2013г.; Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2013г.; Атлас География.5 класс. ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2013 г.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предметные
УУД
ФОУД
1
2
5
6
1.
Мотивация
Включение в деловой ритм
Подготовка необходимого оборудования
Личностные
(карты атласа, линейка, циркуль-измеритель)
Ф, И
2.
1. Какие виды изображения
Предполагаемые ответы: Глобус, карта,
Формирование
Познавательные Личностные
земной поверхности вы знаете?
план, аэрокосмический снимок
Географичес-ких
2. карты мира, карты отдельных материков,
знаний о карте,
2. Как делятся карты по охвату территории?
стран, регионов, городов, районов
глобусе, необхо-
димость знаний
для решения
практических
задач
3.
Актуализация
Чтение сказки «История про
Слушают сказку и определяют проблему
Познавательные Личностные
знаний
карту в масштабе 1:1».
Ф, И
Слайд
(Как изобразить большую территорию на листе бумаги).
Проблемный вопрос: найдите
и сформулируйте проблему,
поставленную королѐм для для картографов
4
Изучение новой темы
- Введение понятия масштаба.
1. Почему картографы не могли
выполнить задание короля?
2.Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всѐ
королевство на карту?
3. Работа с учебником стр. 84.
4. Делает вывод: При изображении земной поверхности на
карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает в этом масштаб.
Найдите в учебнике на странице 84 определение масштаба.
1. Территория большая, а формат карты
маленький.
2. Уменьшить карту или увеличить
лист бумаги.
3. Учащиеся читают вводное слово и
делают вывод «Картографам пред-
стояло решить математическую задачу:
уменьшить изображение, и какие
объекты можно изобразить при этом».
4. Слушают вывод, ищут определения,
читают его вслух и записывают
в тетрадь.
Умение форму-
лировать опре-
деление масштаба
Познавательные
Личностные
Ф, И
5
Виды
масштабов
5.Работа с атласом. По плану в атласе стр. 21, определите, как
подписывается масштаб и какие есть виды записи масштаба.
6.После самостоятельной работы учитель объясняет разницу видов масштаба.
Обращает внимание на слайд
Виды масштаба
и м е н о в а н н ы й
ч и с л е н н ы й
л и н е й н ы й
7.Предлагает заполнить схему
в тетрадях.
Проверка правильности за-
полнения схемы.
Масштаб - это отношение
длины отрезка на карте или
плане к его действительной
длине на местности.
5.Работают атласом и находят информацию обо всех видах масштаба.
6.Слушают
7.Заполняют схему в тетрадях.
Коммуникативные
Личностные
Ф
6
Физкульт-минутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахали,
Шесть - на место тихо сели.
7
Закрепление, практическая работа
Работа в парах с учителем
Практическая работа. Задание
на отдельных листах.
Оказывает консультативную
помощь учащимся по ходу
работы.
Проверяет выполнение работы.
Перевод численного масштаба в
Именованный.
1:500 000 это значит, что в 1 см – 5 км.
1:2 000 это значит, что в 1 см – 20 м.
1.Выполняют практическую работу:
А) В парах.
Б) Самостоятельно, с взаимопроверкой.
Умение выполнять учебные
действия в соответствие с заданием;
самостоятельное
приобретение
практических
умений по работе с картой
Личностные,
Регулятивные
Г, И
8
Самостоя-тельная работа учащихся
Слайд
1. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот
Слайд
2. Перевести именованный масштаб в численный
Перевести:
• Численный масштаб в именованный:
1)1 : 2 000
2)1 : 15 000 000
• Именованный масштаб в численный:
1)в 1 см – 30 км
1 : 3 000 000
2)в 1 см – 500 м
1 : 50 000
3. Решение задач
Слайд
Задача №1. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:
§18. Составить план своей комнаты или дома в масштабе. Выполнить задание 2, на стр. 43 в рабочей тетради (доп.).
Личностные,
Познавательные
Ф, И
10
Рефлексия
Даѐт задание учащимся на
листочках оценить свою деятельность
Охарактеризуйте, пожалуй-
ста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала
Слайд
Выберите одну фразу для соседа по парте:
- Ты молодец!
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы работать лучше.
Выберите одну фразу для соседа по парте:
-Ты молодец
-Я доволен твоей работой на уроке
-Ты мог бы работать лучше. Итог учителя. Я ….
рада буду видеть вас на следующем уроке.
Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.
Учащиеся оценивают работу в парах,
выбирая одну из фраз и проговаривая еѐ.
Личностные,
Регулятивные
Ф, И, Г
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Приложение.
История про карту в масштабе 1:1
Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своѐ королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озѐра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озѐра и реки.
Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.
Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.
Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всѐ королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местность.
2. Практическое задание
Сплошные горизонтали проведены через 2,5 м (Балтийская система высот)
1. Определите и запишите численный и именованный масштаб, если известно, что длина автомобильной дороги в северо-восточной части карты равна 350м.
Обязательно привести расчет!
2. Назовите основные точки маршрута.
Определите расстояния между ними по прямой. Определите общую протяжѐнность маршрута (Т1-Т7).