kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта). В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта). 

В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта).  В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта).  В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта).  В  связи  с  введением  Федерального  государственного  образовательного  стандарта Возросло  внимание  к  деятельностному  методу  в  образовании (системно-деятельностный  метод  лежит  в  основе  стандарта). 

Просмотр содержимого документа
«Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения.»

Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения.



В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта Возросло внимание к деятельностному методу в образовании (системно-деятельностный метод лежит в основе стандарта). Деятельностный подход в обучении (образовании) - понятие широкое. Это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определёнными теоретическими особенностями. Практикующему учителю чаще приходится сталкиваться с понятиями «технология реализации деятельностного подхода», «деятельностный метод», «технология деятельностного метода». Под технологией реализации деятельностного подхода обыкновенно понимаются особенности реализации развивающего обучения в рамках той или иной образовательной системы (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и т.д.). Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений. Применительно к способу реализации деятельностного метода может использоваться термин «технология»: технология деятельностного метода Д.Г. Петерсон, технология Е.Л. Мельниковой и др.

Рассмотрим деятельностный метод под углом зрения включения в его структуру универсальных учебных действий (УУД). Во ФГОС УУД переданы в форме метаумений: « … овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности …; овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза ...» и др.

Обратимся к структуре деятельности. «Деятельность это специфическая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение в интересах людей; включает в себя цель, средства, результата и сам процесс». Иными словами структурными элементами деятельности является цель - процесс ( действия), предполагающий использование тех или иных средств - результат.

В традиционном (объяснительно-иллюстративном) варианте, и цель, и оценка результатов определяется учителем. Учащиеся, являясь объектом обучения, в определении цели и оценке результатов не участвуют. При деятельностном же методе и в определении цели, и в оценке достигнутых результатов, и в выборе способов действий участвуют сами учащиеся. Они становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрацинно-наглядного метода обучения является то, что структура деятельности отражает деятельность не столько учителя, сколько учащихся.

Итак, для того, чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть реализация деятельностного метода автоматически включает в себя следующие УУД: 1) целеполагание; 2) регулятивные УУД (планирование, анализ, синтез, классификация, моделирование и др.) 3) оценку учебной деятельности.

Чтобы учителю на уроке не упустить эти элементы из внимания, наиболее надёжный способ - отразить их в структуре урока. Сделать это можно по разному.

К настоящему времени в начальном образовании различные варианты реализации деятельностного метода и соответственно специфическая структура урока.

Структура урока по Л.Г. Петерсон.

1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с комментированием по внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Деятельностный метод в системе «Школа 2100» приобретает форму «проблемно-диалогического метода». По мнению авторов метода (Е.Л. Мельникова и др.), в словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Один из вариантов организации содержания урока:

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

2. Совместное открытие знаний.

3. Совместное применение знаний.

4. Подведение итога.

5. Домашнее задание.

Обращаем внимание на отражение в рассмотренных вариантах УУД. И там, и здесь обозначены этапы подведения учащихся к цели урока. Это выражается в постановке проблемы (подразумевается, что её решение и есть цель деятельности ученика на уроке. Кроме того, в первом варианте непосредственно выделяется этап «целеполагание».

В обоих вариантах есть этапы, характеризующие действия по достижению целей (совместное открытие знаний, построение и реализация проекта). Так же оценивание («рефлексия»), или оно предполагается на этапе «подведения итогов урока».

Обе технологии реализации деятельностного метода весьма перспективны, получили распространение в школах России, но пока не стали массовыми. Даже в тех классах, которые официально по ним работают, учителям не всегда удается их реализовать. Причина - в их повышенной сложности. Это технологии проблемного обучения. Не каждый урок учитель может построить на этой основе: придумать проблему, найти их способы решения, реализовать их. Кроме того, технология Л.Г. Петерсон была разработана на базе уроков математики. Пока ещё редко можно увидеть реализации данной технологии на уроках окружающего мира, изо, технологии.

Мы предлагаем более доступный способ реализации деятельностного метода через структуру урока, в которых можно реализовать в любом, в том числе не на проблемном уроке. Суть способа - выделение обязательных этапов урока структурных элементов деятельности:

  • подведение учеников к цели урока (УУД - целеполагание);

  • освоение нового материала (процесс, средства, результат);

  • применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного результата);

  • оценивание планируемых достижений (УУД - оценка).

При этом два из них (первый и последний) созвучны соответствующим УУД.

Структуру урока с включением названных элементов можно считать универсальной. Её преимущества очевидны: она управляет реализацией деятельностного метода, проста для понимания и реализации, не привязана к «проблеме», но при наличии таковой она (проблема) может быть включена в этап «подведение учеников к цели урока».

Подведение учеников к цели урока.

Любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Следует также иметь в виду, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой - способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям.

Вариант 1. Ученики узнают цель урока из текста учебника.

Например, тема «Наречие», 4 класс начинается словами «Представляем ещё одну часть речи». Деятельность учителя по подведению к цели обучения облегчается. Учащиеся самостоятельно выписывают из домашней работы выделенные словосочетания с зависимыми словами (в столбик) , указывая часть речи, к которой они присоединяются. После главных слов пишут вопросы и попробуют каждое зависимое слово изменить по числам, по родам и падежам. После сформулируют цель урока.

Вариант 2. Цель урока или отдельного его этапа сообщается учителем.

Например, при изучении темы «Пётр Великий. Российская империя» (4 класс, «Окружающий мир») учитель говорит «Наша задача на сегодняшнем уроке - узнать, как образовалась Российская империя, кто был его первым императором, каким он был, какие новшества ввёл в жизнь россиян».

Вариант 3. Цель урока выводится из проблемной ситуации. Например, при изучении темы «Порядок выполнения действий в выражениях» учитель предлагает выполнить задания, в которых акцентируется на количестве действий в выражениях, на самих арифметических действиях, а также на анализе чисел, входящих в выражение. После этого выводится цель - познакомиться с правилами порядка выполнения действий и усвоить их содержание, научиться использовать их для классификации числовых выражений.

Вариант 4. (близка к варианту 3. Цель урока входит в структуру учебной задачи. Например, 3 класс «Окружающий мир», учитель по картинкам предлагает объяснить о трёх состояниях веществ, учащиеся рассказывают, в каких состояниях наблюдается вода в природе, чем различается при этом расположение её молекул. После этого учащиеся ставят познавательные задачи - узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в другое, что при этом происходит с молекулами, выбирают способы их решения, планируют ход опытов.

Формирование и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Для этого данная компетенция включается в программу формирования УУД. Такая программа является составной частью общей образовательной программой учебного заведения. В ней отражается усложнение формирования соответствующих умений по годам обучения.

Вариант диагностики умения учителя определить цели урока и привлекать к этому школьников приводится в таблице 1.



Критерии

Баллы

1

При проведении урока не сообщается ни тема, ни цели

0

2

При изучении нового материала сообщается только тема

1

3

Учащиеся сами выводят тему урока путём разгадывания кроссворда, ребуса и т.д.

2

4

Учащиеся сами определяют тему, исходя из заданной в учебнике или учителем проблемы

3

5

Сообщается предметная цель: что мы узнаем

4

6

Сообщается предметная цель: что мы узнаем и чему научимся на этом уроке

5

7

Цель вытекает из проблемы, заданной учителем или учебником, и формулируется учителем

6

8

Цель вытекает из проблемы, заданной учителем или учебником, но формулируется учеником

7



Освоение нового материала. Что касается этого этапа освоения нового материала, то возможны самые разнообразные варианты его реализации. В настоящее время содержание этой части урока должно включать самые разнообразные варианты не только формирований предметных знаний, умений, отношений, отражающих специфику предмета, но и формирование и развитие метапредметных умений (УУД). И то и другое должно найти отражение в задачах урока, которые могут быть переданы в форме планируемых достижений. Планируемые достижения - это перечень конкретных знаний, умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. Если цели уроков формулируются для учителя и до школьников не доводятся, то планируемые результаты выступают в качестве цели не только для учителя, но и для школьников и доводятся до школьников в качестве их целей. В конце урока эти результаты и оцениваются.

Применение освоенного в практической деятельности. На данном этапе внимание акцентируется на формирование соответствующих умений. Умениям в настоящее время уделяется особое внимание. Каждый современный урок должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения целесообразно отражать в «планируемых достижениях школьника» и доводить до учащихся в такой форме, чтобы их можно было легко проверить.

Тема: Органы чувств, их гигиена

Цели: 1) учить беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи; 2) учить оказывать первую помощь при небольших травмах

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: функции органов чувств, их гигиена

Умения: уметь оказывать первую помощь при порезах, ожоги кожи и обморожении.

Метапредметные(УУД): уметь собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций и представлять её в различных формах.

Оценивание планируемых достижений. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. В начальных классах оценку определяют учитель и ученик сообща.

В настоящее время в качестве целей обучения выступают «планируемые достижения», которые доводятся до школьников. А сама процедура оценивания заключается в соотнесении того, что было запланировано, с тем, что получилось.

Помочь школьнику адекватно соотносить цели и результаты своей работы может предварительно составленный алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик).

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2 Удалось получить результат? Найдены решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? В чём ошибся?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью? (кто помогал, в чём)?

Начиная со II – III класса к указанному выше алгоритму самооценки добавляются и другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик.

Вариант диагностики умений учителя организовать оценивание достигнутых результатов представлен в таблице 2.



Параметры

Баллы



0

1

2

1

Что оценивается

Знания

Знания, умения

Предметные знания, действия, УУД

2

Кто оценивает

Только учитель

Учитель, ученик участвует в оценивании

Ученик, учитель может участвовать в коррекции оценки

3

Соотнесение с целями обучения (планируемыми результатами)

Без соотнесения

Соотнесена частично

Оценка исходит из целей(планируемых результатов)

4

Управление оцениванием(алгоритм оценки)

Процедура оценивания не регламентирована

Обозначены критерии оценки

Оценивание осуществляется по алгоритму

Максимальный бал - 8, минимальный необходимый - 4.



Итак, нами рассмотрены варианты реализации деятельностного метода в структуре урока. Рассмотренные варианты могут служить одним из критериев оценки качества урока. Однако деятельность учащихся не может ограничиться только рамками структуры урока. Отсюда можно назвать обобщенный, пусть и формальный показатель деятельностного урока (реализация схемы: осознание школьниками учебной цели - выполнение тех или иных действий для её достижения - оценка результатов): деятельность учащихся должна занимать большую часть урока, а реализация учителем объяснительно-иллюстративных методов - соответственно меньшую.

Литература:

1. ФГОС начального общего образования: текст 2011г.

2. Советский энциклопедический словарь, М. 1982 г.

3. Деятельностный метод обучения /Авт.-сост. Корбакова И.Н., Терешина Л.В.

4. Мельникова Е.Л., Кузнецова И.В. Я открываю знания.

5.Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой (Стандарты второго поколения). М. Просвещ. 2009г.

6. Уроки русского языка, окруж. мира, математики УМК «Гармония» 2014г.

7. А.В. Миронов, доктор пед. наук, журнал «Начальная школа» 2018 г №6

Выполнила: Салихова К.Г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения.

Автор: Салихова Клара Галиевна

Дата: 20.07.2020

Номер свидетельства: 554891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Выстраивание уроков в рамках системно- деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(69) "vystraivaniie-urokov-v-ramkakh-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "226833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440493804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Реализация деятельностного подхода   через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(124) "riealizatsiia-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-chieriez-tiekhnologhiiu-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422267175"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства