Статья "Адаптация: особенность обучения первоклассников"
Статья "Адаптация: особенность обучения первоклассников"
Данная статья предназначена для учителей первоклассников. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. В статье рассматриваются факторы процесса адаптации, трудности обучения первоклассников, проблемы школьной дезадаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Адаптация: особенность обучения первоклассников"»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Статья
АДАПТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1 Факторы процесса адаптации
Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный и переломный период в жизни ребенка, т.к. связан с адаптацией к школе и кризисом 7 лет. Адаптация к школе первоклассников сложный и важный вопрос, который за последнее время стал актуальным не только для школьных работников, но и для родителей. Сложность его обусловлена тем, что с поступлением в 1 класс у ребёнка происходят большие изменения всего уклада его жизни, меняется место в системе общественных отношений, возрастает эмоциональная нагрузка. В этот период у детей происходит перестройка в познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферах. Вследствие таких изменений у первоклассников наблюдается эмоциональная напряжённость, повышенная тревожность, повышенная утомляемость. В этом случае первоклассникам необходима помощь и поддержка не только педагогических работников, но и родителей, которые могут обеспечить условия, способствующие более успешной адаптации.
В психологии выделены следующие факторы, влияющие на процесс адаптации:
Медико-биологические: состояние здоровья, типологические особенности, особенности высшей нервной деятельности и т.д.;
Индивидуально-личностные: мотивация, готовность к общению со взрослым, интеллектуальное развитие и т.д.,
Семейное воспитание: вседозволенность, отсутствие интереса к учебе, несоблюдение режима дня, характер воспитания.
Педагогические условия: формы и технологии обучения, установки учителя, стиль взаимодействия с детьми и т.п.
2 Трудности обучения первоклассников
Трудности обучения первоклассников заключаются в несформированности
элементов учебной деятельности;
мотивации учения;
произвольной регуляции поведения и внимания, а также в неуменииприспособиться к темпу школьной жизни,подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения,признавать школьные обязанности.
Успешность адаптации во многом зависит от того, как родители организовали режим дня первоклассника. Задача взрослых - создать такие условия, в которых трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. К таким условиям режима дня можно отнести чередование умственного труда и отдыха в течение учебного дня, длительность дневных прогулок на улице, длительность выполнения домашних заданий, занятость дополнительным образованием. Родителей необходимо научить правильно распределять и отслеживать чередование труда и отдыха не только в течение дня, но и в течение всей учебной недели.
По изменениям мотивации учения можно судить об удовлетворённости ребёнка учебной деятельностью. Практика показывает, что родители могут оказывать влияние на её развитие, так как развитие учебного интереса первоклассника и учебных мотивов, первоначально вытекает из интересов семьи. Учёными-психологами отмечается закономерность и зависимость развития учебной мотивации от позиции родителей. «Если у родителей первоклассника высокий уровень притязаний и преобладает престижная мотивация, то ребёнок будет ориентирован на высокие достижения и первенство. Если родителей больше всего интересует, что давали на завтрак, не дует ли из окна в классе и т.п., то развитие учебных ценностных ориентаций и мотивов затруднено».
3 Школьная дезадаптация
Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.
К числу наиболее благоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят адекватную самооценку своего положения ребенком; правильные методы воспитания в семье; отсутствие в семье конфликтных ситуаций; благоприятный статус в группе сверстников и т.д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят неправильные методы воспитания в семье; функциональную неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений; психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревоженности, искажений в личностном развитии.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Таблица
Форма дезадаптации
неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности
неспособность произвольно управлять своим поведением
неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)
школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»
Адаптированность– уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Признаки, по которым можно определить плохую адаптированность ребенка к школе следующие:
у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;
он часто болеет;
появилась неуверенность в себе;
быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в болезненной неусидчивости, сопровождающейся неосмысленными хаотичными движениями;
несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
появилось нежелание идти в школу;
избегает дружить со сверстниками.
Критериями благополучной адаптации детей к школе исследователи предлагают считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Таким образом, знание психологических особенностей обучения первоклассников помогает выбирать наиболее подходящие способы воспитания, которые в дальнейшем определяют успешность их школьного образования, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.