Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"»
Здоровьесберегающие технологии в работе
классного руководителя.
Докладчик: Алексенко Т.В.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания».
В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье, по определению Всемирной Организации Здоровья, «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современной школы, главными задачами которых являются – сохранение здоровья обучающихся, формирования у них необходимых умений, знаний и навыков по здоровому образу жизни и использование их в повседневной жизни.
У каждого обучающегося надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Одним из важнейших разделов в работе классного руководителя являются здоровьесберегающие технологии. К ним относятся все технологии, использование которых в воспитательном процессе идет на пользу здоровью обучающихся:
создание нормальных условий для обучения в школе (отсутствие стресса у обучающегося, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к обучающемуся),
учёт возрастных особенностей обучающегося, то есть распределение физической и учебной нагрузки с учетом возраста,
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого обучающегося),
обеспечение достаточного двигательного режима.
Соблюдение всех требований приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.
Своей целью в работе с детьми с ОВЗ я ставлю формирование в них гармонично развитой личности. В этом мне помогает валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни, которая учит:
правилам здорового образа жизни,
способам достижения гармонии с собой, окружающими людьми, природной средой,
понять необходимость быть здоровым.
Поставленную перед собой задачу решаю через различные мероприятия.
Профилактика по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
Ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе.
Контроль и помощь в обеспечении надлежащих воздушно - гигиенических условий и норм освещенности в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Изучение и выполнение всех пунктов режима дня.
Проведение классных часов, направленных на воспитание бережного отношения к своему здоровью: «Вредные привычки»; «Здоровье не купишь, его разум дарит», «Посеешь привычку, пожнёшь характер», «Осторожно, пиротехника» и т.
Интерактивная игра «Здоровое питание».
Видеолекторий ко Дню борьбы со СПИДом «Чтобы не попасть в беду».
Проведение конкурса плакатов «Я за ЗОЖ».
Проведение физкультминуток на классных часах..
Проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Генеральные уборки в классах .
Участие в спортивных соревнованиях .
Проведение инструктажа по правилам безопасности поведения во время каникул на улицах и дорогах, мероприятий по безопасности на воде, на льду.
Инструктаж по ТБ перед экскурсиями, при проведении массовых мероприятий.
Анкетирование по питанию в столовой.
Встречи с работниками ПДД.
Работа с родителями по здоровьюсбережению обучающихся:
Предоставление информации родителям о здоровье и лечении их детей.
Родительские собрания со специалистами (психолог, медработники).
Привлечение родителей к различным видам спортивных мероприятий: соревнования, экскурсии.
Здоровье обучащихся будет в норме, если в физическом плане здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, в социальном плане – он общителен, в эмоциональном – уравновешен, в интеллектуальном плане учащийся проявляет хорошие умственные способности, в нравственном – признаёт основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс педагогов и воспитателей решать проблему сохранения здоровья обучащихся не формально, а осознано, с учётом особенностей контингента обучащихся, направленности и специфики учебного заведения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность – это ещё и повышение интереса многих подростков. Именно этот ресурс необходимо использовать для активной воспитательной работы в новых условиях. Понимая значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, необходимо активно работать по их здоровьесбережению.
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС наблюдается в возросшем уровне компетентности обучающихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии их здоровья.
Литература:
Соковня И.И. Основы здорового образа жизни. М., Академия, 1997
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.
Обухов А.В. Реферат по дисциплине: «Валеология». Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2003.