Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с одарёнными детьми в начальных классах"»
Работа с одарёнными детьми
в начальных классах
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.
Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться среди окружающих, а также самоутвердиться.
МАТЕМАТИКА
Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Такие уроки, занятия проходят всегда оживленно, даже слабые ученики могут себя проявить и у них не теряется интерес к предмету. Не всегда при помощи наблюдения можно выявить математически одаренных детей и не всегда тот факт, что ребенок по математике имеет отличные отметки, подчеркивает его математическую одаренность, а лишь может свидетельствовать о его исполнительности, усидчивости. Математическая одаренность ребенка чаше всего проявляется при выполнении нестандартных математических заданий или при разрешении жизненных ситуаций, в ходе которых ребенок применяет свою интуицию и знания по математике. Олимпиады по математике – самая распространенная форма математического соревнования для младших школьников.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год…
К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады по математике. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в такой олимпиаде, если он этого пожелает.
Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на логику и мышление.
Работа на уроках математики дополняется занятиями по математике на кружке «Умницы и умники». Каждое занятие начинается с разминки, на которой предлагаются несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.
Все проводимые виды работы способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике.
Примеры заданий для развития одаренных детей:
творческие задания;
нестандартные задачи;
задачи в стихах;
задачи – шутки;
задачи-смекалки;
задачи-головоломки;
дидактические игры;
математические фокусы;
ребусы.
Задания креативного плана (творческие задания):
составление задач по схемам, уравнениям;
конструирование обратных задач;
сочинение математических сказок, стихов (герои-числа, геометрические фигуры);
Из опыта своей практической деятельности фрагмент урока по математике по теме «Площадь прямоугольного треугольника».
4.Объяснение нового материала и закрепление полученных знаний.
А) (каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику)
- Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать? (Это прямоугольные треугольники, они равные)
- Имеют ли треугольники площадь? (Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)
- Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Учащиеся озадачены)
- А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из треугольников какую- либо фигуру. (Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник )
-Площадь какой фигуры мы уже умеем находить? (Площадь прямоугольного треугольника)
-Что вы заметили? (Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит, площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника)
- Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.
-Какой алгоритм мы бы составили, для выполнения этого задания? (Дети называют 1, 2, 3 пункт алгоритма)
Алгоритм нахождения площади
прямоугольного треугольника
1.Дострой до прямоугольника.
2 Найди площадь прямоугольника.
3.Раздели площадь прямоугольника на 2.
- Попробуйте составить и записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.
Б)- Давайте решим задачу: найти площадь прямоугольного треугольника со сторонами 3см и 6 см.
(Работаем фронтально, дети чертят прямоугольный треугольник, достраивают до прямоугольника и записывают решение).
В) – Выполните следующую задачу: Дан четырёхугольник, найдите площадь данной фигуры.
-Подумайте, на какие фигуры можно разбить данный четырехугольник? (На прямоугольник и прямоугольный треугольник)
(Детям предлагается самостоятельно решить задачу в черновиках, кто решил, тот показывает работу учителю. Когда время истекает, учитель просит некоторых ребят «написать» рукой в воздухе ответ. Кто не смог решить, разбираем все вместе и записываем решение в тетрадь.
Все проводимые работы способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике.
В течение учебного года в нашем классе проводятся различные математические соревнования: математическая карусель, математический бой, классные олимпиады, «Кенгуру» и др.
Результативность этой работы: учащиеся класса неоднократно занимали призовые места в муниципальных играх по математике, на олимпиадах и в межрегиональном интеллектуальном турнире «МИТя».
РУССКИЙ ЯЗЫК
Русский язык – сложный предмет, и при изучении одних только его основ не всегда остается время на творческие задания. Работа со способными детьми может вестись как на уроке, так и на дополнительных занятиях (кружок «Умники и умницы»). В своей работе использую следующие виды заданий:
- Фонетический анализ слова и предложения (Например, сколько раз встречается звук [Т] в предложении «Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики»).
-Прочтение буквосочетаний (Например, буквосочетание «ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ» имеет не менее семи прочтений).
- Подбор и выбор однокоренных слов (Например, напишите рассказ «Снег идет», в каждом предложении должно быть слово с корнем -снег-).
- Подбор синонимов, антонимов.
-Выяснение смысла фразеологизмов, подбор синонимичных и антонимичных фразеологизмов (Например, назовите количество фразеологизмов в тексте и раскройте их смысл: «Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться; я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой!»).
-Постановка знаков препинания в предложении и тексте (Например, Незнайка написал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать». «Казнить нельзя помиловать»
Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы?)
-Написание диктантов повышенной сложности.
-Отработка изученного материала, но в усложнённой форме (Например, напишите слово, в котором звуков меньше (больше), чем букв) и др.
В процессе ребенок аккумулирует знания, начинает воспринимать язык уже не как учебный предмет, а как интересную и важную составляющую жизни, наблюдает за его проявлениями. Такая система занятий целенаправленно готовит детей к успешному участию в олимпиадах и конкурсах по языкознанию.
Есть специальная литература, которая также помогает готовить учащихся к олимпиадам:
- «Диктанты повышенной сложности: 1-2 классы», авт. О. В. Узорова, 2001 г –М.: ООО «Издательство Астрель».
- «Диктанты повышенной сложности: 3-4 классы», авт. О. В. Узорова, 2001 г –М.: ООО «Издательство Астрель».
- «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, А. О. Орг.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2007. (Школьные олимпиады).
-Королёва Е. В. «Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений.- 4-е изд., испр. И доп. – М. :АРКТИ, 2007.
-Узорова О.В. «Контрольные и олимпиадные работы по математике». Пособие для начальной школы. М.: ООО «Издательство Астрель; ООО «Издательство АСТ», 2000.
-Калугин М.А., Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки». Популярное пособие для родителей и педагогов,1997.