kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Работа с одарёнными детьми в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложены разные приемы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по математике и русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с одарёнными детьми в начальных классах"»

Работа с одарёнными детьми

в начальных классах


В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться среди окружающих, а также самоутвердиться.

МАТЕМАТИКА

Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Такие уроки, занятия проходят всегда оживленно, даже слабые ученики могут себя проявить и у них не теряется интерес к предмету. Не всегда при помощи наблюдения можно выявить математически одаренных детей и не всегда тот факт, что ребенок по математике имеет отличные отметки, подчеркивает его математическую одаренность, а лишь может свидетельствовать о его исполнительности, усидчивости. Математическая одаренность ребенка чаше всего проявляется при выполнении нестандартных математических заданий или при разрешении жизненных ситуаций, в ходе которых ребенок применяет свою интуицию и знания по математике. Олимпиады по математике – самая распространенная форма математического соревнования для младших школьников.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год…

К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады по математике. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать в такой олимпиаде, если он этого пожелает.

Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на логику и мышление.

Работа на уроках математики дополняется занятиями по математике на кружке «Умницы и умники». Каждое занятие начинается с разминки, на которой предлагаются несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.

Все проводимые виды работы способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике.

Примеры заданий для развития одаренных детей:

  • творческие задания;

  • нестандартные задачи;

  • задачи в стихах;

  • задачи – шутки;

  • задачи-смекалки;

  • задачи-головоломки;

  • дидактические игры;

  • математические фокусы;

  • ребусы.

Задания креативного плана (творческие задания):

  • составление задач по схемам, уравнениям;

  • конструирование обратных задач;

  • сочинение математических сказок, стихов (герои-числа, геометрические фигуры);

  • составление узоров по клеткам;

  • изготовление моделей, математических фигур, геометрического сада;

  • составление кроссвордов, ребусов, викторин;

  • подбор пословиц, поговорок, загадок;

  • создание презентаций, тестов, игр;

  • аппликации из геометрических фигур, рисунки;

  • доклады, рефераты;

  • проекты.

Из опыта своей практической деятельности фрагмент урока по математике по теме «Площадь прямоугольного треугольника».

4.Объяснение нового материала и закрепление полученных знаний.

А) (каждому ученику в паре дается по одному прямоугольному треугольнику)

- Посмотрите на эти фигуры, что вы можете о них сказать? (Это прямоугольные треугольники, они равные)

- Имеют ли треугольники площадь? (Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)

- Как найти площадь прямоугольного треугольника? (Учащиеся озадачены)

- А давайте, работая в парах, вы попробуете составить из треугольников какую- либо фигуру. (Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник )

-Площадь какой фигуры мы уже умеем находить? (Площадь прямоугольного треугольника)

-Что вы заметили? (Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников, значит, площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника)

- Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника.

-Какой алгоритм мы бы составили, для выполнения этого задания? (Дети называют 1, 2, 3 пункт алгоритма)

Алгоритм нахождения площади

прямоугольного треугольника

1.Дострой до прямоугольника.

2 Найди площадь прямоугольника.

3.Раздели площадь прямоугольника на 2.

- Попробуйте составить и записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

Б)- Давайте решим задачу: найти площадь прямоугольного треугольника со сторонами 3см и 6 см.

(Работаем фронтально, дети чертят прямоугольный треугольник, достраивают до прямоугольника и записывают решение).

В) – Выполните следующую задачу: Дан четырёхугольник, найдите площадь данной фигуры.

-Подумайте, на какие фигуры можно разбить данный четырехугольник ? (На прямоугольник и прямоугольный треугольник)

(Детям предлагается самостоятельно решить задачу в черновиках, кто решил, тот показывает работу учителю. Когда время истекает, учитель просит некоторых ребят «написать» рукой в воздухе ответ. Кто не смог решить, разбираем все вместе и записываем решение в тетрадь.

Все проводимые работы способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике.

В течение учебного года в нашем классе проводятся различные математические соревнования: математическая карусель, математический бой, классные олимпиады, «Кенгуру» и др.

Результативность этой работы: учащиеся класса неоднократно занимали призовые места в муниципальных играх по математике, на олимпиадах и в межрегиональном интеллектуальном турнире «МИТя».

РУССКИЙ ЯЗЫК

Русский язык – сложный предмет, и при изучении одних только его основ не всегда остается время на творческие задания. Работа со способными детьми может вестись как на уроке, так и на дополнительных занятиях (кружок «Умники и умницы»). В своей работе использую следующие виды заданий:

- Фонетический анализ слова и предложения (Например, сколько раз встречается звук [Т] в предложении «Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики»).

-Прочтение буквосочетаний (Например, буквосочетание «ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ» имеет не менее семи прочтений).

- Подбор и выбор однокоренных слов (Например, напишите рассказ «Снег идет», в каждом предложении должно быть слово с корнем -снег-).

- Подбор синонимов, антонимов.

-Выяснение смысла фразеологизмов, подбор синонимичных и антонимичных фразеологизмов (Например, назовите количество фразеологизмов в тексте и раскройте их смысл: «Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться; я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой!»).

- Выяснение лексического значения слов.

-Решение грамматических головоломок: ребусов, шарад, перевертышей, кроссвордов.

-Определение частей речи (Например, какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, мели, окуни, пряди, соли, стали, рой ,ели…)

-Редактирование предложений и текстов (Например, исправьте ошибки: Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом. Повар посолил суп солью).

-Восстановление деформированных текстов, предложений.

- Дописывание текстов.

-Постановка знаков препинания в предложении и тексте (Например, Незнайка написал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать». «Казнить нельзя помиловать»

Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы?)

-Написание диктантов повышенной сложности.

-Отработка изученного материала, но в усложнённой форме (Например, напишите слово, в котором звуков меньше (больше), чем букв) и др.

В процессе ребенок аккумулирует знания, начинает воспринимать язык уже не как учебный предмет, а как интересную и важную составляющую жизни, наблюдает за его проявлениями. Такая система занятий целенаправленно готовит детей к успешному участию в олимпиадах и конкурсах по языкознанию.

Есть специальная литература, которая также помогает готовить учащихся к олимпиадам:

- «Диктанты повышенной сложности: 1-2 классы», авт. О. В. Узорова, 2001 г –М.: ООО «Издательство Астрель».

- «Диктанты повышенной сложности: 3-4 классы», авт. О. В. Узорова, 2001 г –М.: ООО «Издательство Астрель».

- «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, А. О. Орг.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2007. (Школьные олимпиады).

-Королёва Е. В. «Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений.- 4-е изд., испр. И доп. – М. :АРКТИ, 2007.

-Узорова О.В. «Контрольные и олимпиадные работы по математике». Пособие для начальной школы. М.: ООО «Издательство Астрель; ООО «Издательство АСТ», 2000.

-Калугин М.А., Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки». Популярное пособие для родителей и педагогов,1997.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Статья "Работа с одарёнными детьми в начальных классах"

Автор: Севастьянова А.В.

Дата: 06.10.2020

Номер свидетельства: 559301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(54) "opyt-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "286942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454418631"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Статья "Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(51) "statiaopytrabotysodarionnymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460637495"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Развитие одарённости в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(45) "razvitiie-odarionnosti-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "253093"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447518287"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Работа с одарёнными детьми с использованием метода проектной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(81) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-s-ispol-zovaniiem-mietoda-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "187233"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426492284"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства