kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Работа с одаренными детьми".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как создать ребенку и его семье комфортные условиядля развития творческого и познавательного потенциала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с одаренными детьми".»

Статья «Работа с одаренными детьми».

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель





Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а

значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.

Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие

у наших детей.

Но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко

проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие

его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению

обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие

задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через

оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно- деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен

обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную

учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса

с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его

познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со

стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного

ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности

и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно- обусловленных

факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие

личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для

развития творческого и познавательного потенциала.

Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития

одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещѐ не

проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть

серьѐзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде

всего, родителей этих детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

2. Информационная среда для родителей;

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие

формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в

начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание

особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-легкость ассоциирования;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих

качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием

является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально

стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать

учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность,

наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших

школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей

положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет»,

другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение

проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные

для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным,

социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей

родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на

предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети – вундеркинды.

Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать,

запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но

только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст,

одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой

особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в

дальнейшем снизится.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет

встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности

и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего

ребенка.

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка

начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не

обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка

как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем

тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к

ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно

отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем

обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не

ожидали.

Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не

только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что

ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в

классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в

безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно,

очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался

относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности

ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая

была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить

совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете,

приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей

самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности

остаются невостребованными.

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе

в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся

заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими

способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому

ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его

уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и

поступить в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать карьеру и

достичь творческих успехов на выбранном поприще.

Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей ( в том или ином

направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны

наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема

появилась раньше, чем мы успели это заметить.

Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может

на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг, глядя на высокий интеллект и уровень

развития, кто-нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть и

всегда будут.











Литература

Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству.

— М., 1981.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного

консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Работа с одаренными детьми".

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья на тему "Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка" "
    ["seo_title"] => string(98) "stat-ia-na-tiemu-poetapnaia-rabota-uchitielia-s-odariennymi-diet-mi-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "189874"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427043189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Поэтапная работа учителя с одаренными детьми на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(81) "poetapnaia-rabota-uchitielia-s-odariennymi-diet-mi-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "189876"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427043394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства