Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с одаренными детьми".»
Статья «Работа с одаренными детьми».
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а
значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие
у наших детей.
Но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко
проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие
его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению
обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие
задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через
оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно- деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен
обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную
учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса
с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его
познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со
стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного
ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности
и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно- обусловленных
факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие
личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для
развития творческого и познавательного потенциала.
Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития
одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещѐ не
проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть
серьѐзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде
всего, родителей этих детей.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. Информационная среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие
формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в
начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание
особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих
качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием
является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:
-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;