kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Продуктивные задания как средство обучения, развития и воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктивные задания как средство обучения, развития и воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Продуктивные задания как средство обучения, развития и воспитания»»

Продуктивные задания как средство обучения, развития и воспитания


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. «Умение учиться» - это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия создают условия для развития личности и ее самореализации. Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана.

Поэтому важным средством формирования УУД является использование на уроках продуктивных заданий, которые специально нацеливают работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.

Сравним два типа заданий – продуктивное и репродуктивное.

Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Репродуктивное задание:

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м 

Продуктивное задание:

Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м.





Приведенный пример продуктивного задания нацелен не на закрепление знаний, а на обучение детей к их самостоятельному применению в жизни. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.

Большинство заданий в учебнике – это задания репродуктивного (воспроизводящего) характера, т.е. задания типа «назовите…», «решите …», «приведите примеры…», «сформулируйте теорему…» и т.д.  Поэтому учителю либо нужно переформулировать задания учебника, либо придумывать продуктивные задания самому.

Рассмотрю способы преобразования репродуктивных заданий в продуктивные:

Отрабатывать учебные алгоритмы на материал жизненных ситуаций

Пример









Репродуктивное

Продуктивное

Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?


Дизайнер Павел по­лу­чи­л заказ на де­ко­ри­ро­ва­ние че­мо­да­на цвет­ной бумагой. По ри­сун­ку определите, сколь­ко бу­ма­ги (в см2) не­об­хо­ди­мо за­ку­пить Павлу, чтобы окле­ить всю внеш­нюю по­верх­ность чемодана, если каж­дую грань он будет об­кле­и­вать от­дель­но (без загибов).



Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Пример

Репродуктивное

Продуктивное

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в
коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

При этом выполнению продуктивных заданий надо учить.

Рассмотрим порядок выполнения продуктивного задания:

Алгоритм выполнения продуктивного задания

1) Осмыслить задание (что надо сделать?).

2) Найти информацию, нужную для выполнения задания (текст, рисунок, таблица, схема…)

3) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

4) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…, во-первых…, во-вторых… и т.д.».).

5)  Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

- На каждом этапе работы с продуктивным заданием формируются те или иные метапредметные или личностные результаты:

Так, на этапе осмысления цели задания формируются регулятивные УУД (формируются умение планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и т.д.)

При отборе и поиске нужной информации – познавательные УУД (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте, схеме, таблице; умение преобразовывать информацию задачи из одной формы в другую: из текста в схему, таблицу, схематический рисунок и наоборот; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; делать выводы на основе обобщения и умозаключения);

Эти же УУД и ещё личностные формируются и на этапе преобразования найденной информации в соответствии с заданием. (Личностными результатами обучения учащихся являются самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться. Способность ребенка характеризовать и оценивать собственные знания и умения, заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

И коммуникативные УУД формируются на последних двух этапах работы с продуктивных заданий (довести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.).

Приведу некоторые виды продуктивных заданий, которые я использую на уроках математики.

например:

1.Поиск закономерностей:

Установи закономерность и продолжи ряд чисел:

2.Задай вопросы по теме урока:

Например, опираясь на математической словарь задайте в парах друг другу вопросы.

3. Сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока

При выполнении данного задания формируются все виды УУД:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного;

коммуникативные: уметь чётко, полно и точно оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Составление опорной схемы, таблицы;

5. Поиск ошибок

6. Классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

7. Преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

Задача.

Проведите среди учеников вашего класса опрос на тему «Как бы вы хотели организовать праздник окончания 4 класса?»

Результаты занесите в таблицу. По результатам опроса постройте линейную или столбчатую диаграмму. Для осуществления ваших желаний обратитесь к классному руководителю с результатами опроса.

8. Задания с недостающими или лишними данными;

9. Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни. Преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД 

1) Человек ро­стом 1,8 м стоит на рас­сто­я­нии 12 м от столба, на ко­то­ром висит фо­нарь на вы­со­те 5,4 м. Най­ди­те длину тени че­ло­ве­ка в метрах.

Таким образом, репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике.

Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на уроках математики продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Научить человека действовать в новой незнакомой для него обстановке можно только одним способом, - создавая ему эту новую ситуацию постоянно, день за днём.

Закончу доклад словами известного китайского философа Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Чего нам всем и желаю!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Продуктивные задания как средство обучения, развития и воспитания»

Автор: Сунцова Татьяна Викторовна

Дата: 20.12.2023

Номер свидетельства: 642842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(44) "didaktichieskiie-igry-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "217467"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433353969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Рабочая программа по охране здоровья и физическому развитию для 6 класса коррекционной школы VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_okhranie_zdorov_ia_i_fizichieskomu_razvitiiu_dlia_6_klas"
    ["file_id"] => string(6) "425945"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503415889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства