Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Учитель в современной школе, в условиях обновления содержания образования»»
Статья на тему: «Учитель в современной школе,
в условиях обновления содержания образования»
Введение нового стандарта общего образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога и учащегося, как полноценного участника образовательного процесса. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, которые разработаны и основаны на научной технологии их формирования и оценки.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Основные ошибки учителей, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций на уроке. Неадекватное поведение педагога в непредвиденной ситуации, неумение разрядить атмосферу конфликта. Цель учителя: ответить достойно, не растеряться, не ударить в грязь лицом, разрядить создавшуюся атмосферу. Неправильная постановка вопроса, глупые вопросы, закрытые вопросы.
Неумение или недостаточное владение невербальными средствами общения. Неконгруэнтность педагогического поведения, рассогласование между вербальными и невербальными проявлениями. Все эти ошибки учителей способствует возникновению особого рода психологических травм у детей, вызванных словом, взглядом, жестом учителя. Результатом является то, что учащиеся неохотно учатся, избегают любой деятельности в классе, прогуливают уроки. Цели деятельности учителя состоят в том, чтобы помочь учащимся осмыслить свои позитивные возможности в будущем; способствовать выявлению и формированию познавательных интересов; содействовать обретению ребятами позитивного опыта учебной деятельности и общения с педагогами и одноклассниками. Учителю на уроке при взаимодействии с детьми необходимо следовать таким рекомендациям: сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета; помнить, что ребенок имеет право на ошибку; ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит; воспользоваться на уроке как можно больше наглядностями, игровых моментов, физминуток;
учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.; не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь; не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
Образовательные организации должна создавать «безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
Основное общее образование имеет цель становление и формирование личности обучающегося, подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность. Для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций—внимания, памяти, мышления:
выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
поощряется идеи, выдвижение разного рода инициативы, внесение интересных предложений;
развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
Итак, у учителя гораздо больше работы и ответственности, чем раньше: он становится необходимым звеном всего образовательного процесса.
Учитель организует свою деятельность, которая направлена на решение ключевых задач:
Оценка/мониторинг достижения обучающимися
Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности;
Отслеживание индивидуальной динамики развития обучающихся и внесение корректив в образовательный процесс
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться:
В сфере личностных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере познавательных учебных действий учащиеся научатся овладевать действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи .