Статья на тему "Современные технологии как средство коррекции и развития младших школьников"
Статья на тему "Современные технологии как средство коррекции и развития младших школьников"
«От чего зависит трудность учебной работы школьника? С одной стороны от особенностей учебного материала, с другой – от возможностей самого ученика, от индивидуальных особенностей его познавательной сферы, и, конечно – от мастерства учителя. Каждый современный учитель должен владеть определенным кругом психологических и даже психотерапевтических знаний для того, чтобы обеспечить системно-деятельностный подход в рамках требований ФГОС[1]». В соответствии с ФГОС НОО современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
[1] Роготнева А.В., Тарасова Л.Н., Никульшин С.М. Методические рекомендации по организации проектной деятельности и сохранению психического благополучия учащихся / Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: методическое пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2015. С. 4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Современные технологии как средство коррекции и развития младших школьников"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 50 города Томска
Современные технологии как средство коррекции и развития младших школьников
Пияшева Елена Михайловна, учитель начальных классов
В последние годы в нашей школе значительно возросло количество детей, испытывающих трудности в обучении, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
«От чего зависит трудность учебной работы школьника? С одной стороны от особенностей учебного материала, с другой – от возможностей самого ученика, от индивидуальных особенностей его познавательной сферы, и, конечно – от мастерства учителя. Каждый современный учитель должен владеть определенным кругом психологических и даже психотерапевтических знаний для того, чтобы обеспечить системно-деятельностный подход в рамках требований ФГОС1». В соответствии с ФГОС НОО современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Одним из видов универсальных учебных действий являются познавательные УУД. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа, получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира. Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Таким образом появляется необходимость повышения познавательной активности обучающихся (с различным уровнем обучения) через применения современных технологий обучения. Которыми неизменно являются игровые технологии, применение проектной технологии в смысловом чтении, а также графическая грамотность.
И основной целью становится: использование эффективных образовательных технологий, позволяющих обеспечить положительную динамику познавательного интереса обучающихся с разным уровнем развития.
В своей практике, для развития познавательной сферы обучающихся с разным уровнем обучения, эффективно получается использовать игровую и проектную деятельность, а также обучения графической грамотности на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Использование проектной деятельности и игры на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, с опорой на личный опыт учащихся.
Дидактическая игра, имеет как познавательные, так и игровые задачи, через реализацию которых достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Ребенку с затруднениями в обучении можно и нужно вовремя помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Приведу примеры дидактических игр, используемых на уроках русского языка, и хорошо зарекомендовавших себя в обучении детей, в том числе с ОВЗ.
Раздел «Звуки и буквы»
Игра № 1 «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук, произвольности внимания.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение (если надо, акцентируя требуемый для выделения звук в качестве помощи детям), а ученики по очереди называют звук, который они чаще всего слышали. Затем таким же образом называют одно из слов с данным звуком. Работа детей оценивается.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Игра № 2 «Кто в домике живет?»
Цель: Развитие умения определять наличие звука в слове, логического мышления.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери, (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Цель: Закрепление умения различать гласные и согласные звуки, развитие логического мышления.
Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.
Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок и произносят звук. Выделенные от каждого ряда наблюдатели фиксируют ошибки и уменьшают количество баллов. Выигрывает тот ряд, кто получил большее количество очков.
Игра № 2 «Ловим звук»
Цель: Развитие умения дифференцировать звуки.
Ход игры. В начале игры определяется звук, который нужно «поймать». Учитель произносит слово. Если в этом слове есть нужный звук, учащиеся хлопают в ладоши, «ловят» звук. Если такого звука нет – не хлопают.
Игра № 3 «По первым буквам составьте слово»
Цель: Активизация словаря на изучаемое правило, развитие внимания, зрительной памяти.
Ход игры. На слайде изображены предметы. Нужно взять первые буквы из названий предметов и составить из них слово. Побеждает ученик, который первым составит слово. Получается слово ЯКОРЬ.
Раздел «Части речи»
Игра № 1 «Найди имя существительное»
Цель: Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм, развитие логического мышления.
Ход игры. В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Игра № 2 «Кто быстрее?»
Цель: Обогащение словарного запаса учащихся. Закрепление знаний о прилагательном, развитие логического мышления.
Ход игры. За определенное время (2-3 минуты) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам.
Цель: Обогащение словарного запаса учащихся. Закрепление знаний о глаголе.
Ход игры. На столе – кубик. На каждой его грани написана цифра. Дети бросают кубик, смотрят на верхнюю грань и составляют предложение, используя в нем то количество глаголов, которое указано на выпавшей грани кубика. Затем записывают предложения на доске.
Эффективность дидактической игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к игровым действиям детей, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают игровые правила, поэтому учитель должен помогать таким учащимся в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников так, чтобы у всех детей создавалось впечатление равноценности их участия в игре.
Подобное впечатление у детей в их равноценности создается, когда они становятся участниками проектной деятельности или в решении проектной задачи. Проектная деятельность по своему содержанию значительно отличается от игровой, но она столь же эффективна в обучении детей в инклюзивных классах и при организации совместной деятельности детей с нормативным развитием, и с особенностями развития.
Проектная деятельность, которая имеет свои специфические цели, способы, место применения после изучения определенных тем по окружающему миру и литературному чтению.
На уроках окружающего мира обучающие знакомились с различными видами цветов, которые подразделялись на цветы теплолюбивые и морозостойкие. Ребята с удовольствием делились своими наблюдениями и знаниями о цветах. На следующим уроке было предложен составить и собрать схему клумбы. Замысел задача состоял в том, чтобы цветы на клумбе были подобраны и теплолюбивые (которые будут цвести летом), и морозостойкие (чтобы цвели и радовали до поздней осени).
Тема: «Чудесные цветники»
Цели и задачи: воспитывать эстетическое отношение к окружающей природе.
1. Развитие познавательных процессов (знание цветов)
2. Определение замысла проектной задачи цветы на клумбе должны быть подобраны и теплолюбивые (которые будут цвести летом), и морозостойкие (чтобы цвели и радовали до поздней осени)
3. Развитие творческого мышления;
4. Воспитание творческих навыков самостоятельной деятельности и взаимодеятельности со сверстниками;
Работа осуществляется в группах по 4 человека. Каждая группа имеет подготовленный материал (карточки с цветами и зеленой травой, заготовки схем клумб)
По завершению работы каждая группа рассказывала, как они решали поставленную задачу.
Таким образом, распределение планирование деятельности по решению поставленной цели с распределением обязанностей позволяет детям чувствовать себя нужными и появляется возможность реализовывать свои возможности.
Подобная работа проводится и на уроках литературного чтения. После чтения и разбора цикла сказок о дружбе. Была поставлена задача, создать мини книжки с советами «Как сохранять и беречь дружбу»
Такой тип проектной задачи, органично сочетается с принципами личностно-ориентированного подхода, такими как: планирование разных форм общения (рассуждения, обмен мнениями, мыслями, оценками), продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей, привлечение учеников к самостоятельному поиску дополнительной информации, применение проблемных ситуаций, углубляет в смысловое чтение, а также помогает детям с ограниченными возможностями включаться в работу. Работает принцип от сильного ребенка – слабому. Наглядный метод помогает понять работу и повторить ее более слабому учащемуся. Таким образом расширяется познавательная сфера ученика.
В последние годы в начальной школе пытаются решать проблему снижения успеваемости, так проектные задачи, как средство коррекции и развития помогают решать эту проблему. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для детей с разными возможностями.
Еще один замысел проектной деятельности, в которую удалось привлечь родителей.
Замечено, что педагоги и родители могут создать ситуацию успеха каждому ребёнку, независимо от уровня его развития и возможностей, так как метод проектирования позволяет реализовать следующие принципы гуманизации взаимоотношений:
поддерживать в ученике его достоинство, формировать адекватную самооценку и позитивную «Я» - концепцию;
отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;
не применять негативных оценочных суждений, формировать веру в свои силы и возможности;
не навязывать школьнику вопреки его желанию способов деятельности, а предоставлять ему право выбора;
адекватно оценивать продукты творческой деятельности и т. п.
В середине третьего класса произошло снижения учебной мотивации. Учащимся был предложен творческий проект на тему: «Сравнение школы прошлого и настоящего» для того, чтобы они могли узнать, сравнить и прочувствовать жизнь учеников в старину, оценить современную школу и положение ученика в ней, провести рефлексию собственной деятельности. Так появились цели для учителя:
Основная цель:
формирование универсальных действий через проектную деятельность в начальной школе;
повысить учебную мотивацию через формирование познавательного интереса путем сравнения условий обучения детей в древней школе и в современной школе;
формировать коммуникативную, информационную и учебно-познавательную компетентность учащихся.
Ожидаемый результат:
повышение учебной мотивации;
выставления личной жизненной перспективы;
развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД;
Классификация проекта: индивидуальный.
План проектной деятельности учитель составляет вмести с обучающимися, объясняя и разбирая каждый его пункт.
План проектной деятельности:
выбор темы (каждый выбирает индивидуально, но не отходит от основной темы проекта);
постановка целей и задач (каждый определяет сам);
сбор информации (указываются источники информации);
сравнение (сравнение процесса обучения прошлого и настоящего);
вывод;
презентация проекта;
оценка деятельности (участие принимают сами ребята);
Сроки реализации проекта: один месяц.
За время реализации проекта, учитель проводит индивидуальные консультации (становится руководителем проекта). Так как дети маленькие для сотрудничества приглашаются родители, которые предварительно получают инструкции на родительском собрании. Участие в реализации проекта добровольное и по желанию, но т.к. изначально методика построена на создании ситуации успеха, то уровень участия детей в подобной деятельности крайне высокий (почти 100% учащихся). Ученики «заражают» друг друга личным положительным примером. После прослушивания проекта приходило оживление, дети удивлялись, задавали вопросы, обсуждали. Таким образом, мы познакомились с историей школ Англии, Греции, Рима, Руси, Китая, Спарты, а также с тем, как учились дети во время войны (дети строили свой проект по рассказам бабушек). Ребята приносили чернильницы, ручки-перья, сохранившиеся тетради родителей. На личном опыте убедились, как сложно было писать чернилами, и как плохо чернила отмывались от рук. Такая форма деятельности понравилась и детям, и родителям. Поставленные мною цели были достигнуты. После анализа проектов по тематике «Школы прошлого и настоящего» дети пришли к выводу, что в современной школе учиться лучше, легче и интересней. Каждый участник проекта получил сертификат для своего портфолио с количеством заслуженных баллов.
В результате данной проектной деятельности у учащихся повысилась успеваемость, повысилась познавательная деятельность. Ребята со своими проектами выступали на научной конференции «Ломоносовские чтения», организаторами которой являлась МАОУ СОШ №47 г. Томска, а также учувствовали в научной конференции ТГПУ «Первые шаги». Получили призовые места, что подтверждают дипломы и грамоты.
Ментальные карты
Ранее в этой статье я затрагивала графическую грамотность, к которой отнесла ментальные карты. Которые использую на уроках литературного чтения и русского языка. На практике данный метод себя зарекомендовал. Специалисты сегодня выделяют следующий виды мышления:
- словесно-логическое;
-наглядно-образное;
-наглядно-действенное.
В начальной школе у детей особенно развитыми оказывается два последних вида мышления. Чтобы во всей полноте воспринимать информацию, детям нужно видеть то, о чем идет речь и в этом плодотворно помогает обучению детей графической грамотности.
К графической грамотности можно отнести использование «Карта Текста» или ментальной карты. «Карта Текста» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст. Мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста. Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Ментальные карты можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
Также дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности.
Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Главная тема помещается в центре листа.
2. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.
4. К основным веткам добавляются картинки.
Приведу примеры видов ментальных карт, используемых на уроках русского языка, и хорошо зарекомендовавших себя в обучении детей разного уровня.
Пример №1 Карта «Звуковичок» широко используется в обучении грамоте. Данное графическое изображение звука и его характеристики я взяла из программы Обучения грамоте «Школа 2100». Цвет красный, синий или зеленый помогает точно определить звук и букву (гласный, согласный). Парность мягкости и твердости звука. Ребята в тетради зарисовывают данную карту при изучении новой буквы. Первоклассники, смотрят на «Звуковичка» и легко характеризуют звук. Что помогает сформировать умение при выполнении звукобуквенного разбора.
Пример№2. Русский язык.
Тема: Многозначные слова.
После объяснения нового материала. Обучающемся предлагается нарисовать ментальную карту к многозначному слову. Каждая веточка указывает на разные значения слова. Можно предложить несколько многозначных слов и с помощью ментальной карты подобрать как можно больше значений слов.
Пример №3 Ребятам сложно даются синтаксические разборы предложений. Сложно запоминаются члены предложения. Творческий подход к изучению данной темы помог многим моим ученикам.
Пример №4 Литературное чтение.
Ментальные карты помогают обучению смысловому чтению младших школьников и формируют умения:
понимать текст;
анализировать;
сравнивать;
Использование при пересказе (ключевые слова), характеристика положительных и отрицательных героев. При знакомстве с биографией писателей и поэтов.
Когда ребенок сам проанализировал текстовую информацию через рисунок, картинку, графические условные изображения получает опыт в развитии познавательных и мыслительных способностей. Использование ментальных карт также сохраняет мотивацию к чтению и развитию речи. Ребятам 4 класса можно показать графическое изображение карт на компьютере, но этот прием уместен для домашнего задания.
Систематическое использование на уроках игровых технологий и технологий решения проектных задач, графической грамотности, несомненно, дает положительные результаты. Повышается познавательная активность детей с разным уровнем обучения, становятся более внимательными, активными на уроках. Дети могут контролировать свои действия и давать им оценку. В связи с тем, они меньше боятся своих ошибок, что повышает их самооценку.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование эффективных образовательных технологий (игровой, проектной, графической грамотности), позволяют обеспечить положительную динамику познавательного интереса обучающихся с разным уровнем развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008
17. Карпова М.В. Работаем над развитием мышления школьников/ М.В. Карпова // Сельская школа. – 2006. – №2. – Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк. –2006. – №9.
Щеняева Н.В. Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка». – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiiyazyk/library/master-klass-%C2%ABprimenenie-metoda-intellekt-kart-naurokakh-russkogo-yazy
Щеулова Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева. // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/135/37749
1 Роготнева А.В., Тарасова Л.Н., Никульшин С.М. Методические рекомендации по организации проектной деятельности и сохранению психического благополучия учащихся / Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: методическое пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2015. С. 4.