Статья на тему: "Формы работы с одаренными детьми в современной школе"
Статья на тему: "Формы работы с одаренными детьми в современной школе"
В совместной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей, обучающихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, подготовка к олимпиадам и так далее. Некоторые приемы работы с одаренными детьми могут быть включены в структуру урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формы работы с одаренными детьми в современной школе"»
Статья на тему:
«Формы работы с одаренными детьми в современной школе»
Выполнила: Земцова Арина Георгиевна
В совместной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей, обучающихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, подготовка к олимпиадам и так далее. Некоторые приемы работы с одаренными детьми могут быть включены в структуру урока.
Индивидуальные задания. Подготовка докладов и индивидуальных проектов вынуждает детей искать ответы за пределами стандартных учебных материалов, развивать навыки систематизации и представления информации.
Инновационные формы работы с одаренными детьми. Развитие инновационных технологий открывают новые перспективы для работы с одаренными детьми. Конечно, использование новых технологий ограничивается материально - техническим обеспечением школы и ее кадровым потенциалом. Но некоторые инновационные формы работы с одаренными детьми могут применяться в любой школе:
1) элементы интерактивного обучения: мозговой штурм, дебаты;
2) нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования;
3) самостоятельные занятия с помощью специализированных интернет-ресурсов с курсами по информатике, физике, филологическим и другим наукам;
4) интернет-олимпиады, конкурсы.
Таким образом, развитие одаренности школьников следует проводить исходя из форм и содержания образовательной деятельности учебного заведения с учетом индивидуальных потребностей в знаниях у детей.
Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.
Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур - методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.
Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.
Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследования продумано с организационно-педагогической точки зрения.
Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне, назовем его условно «организационно-педагогическим».
Организация процесса выявления одаренных детей.
Тестологический подход. Числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.
«Принцип турникета». В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги-технологи. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.
Иллинойская модель. Набирается группа детей в количестве 22 человек в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления одаренных разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.
Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.
Отбор. Заключительная стадия – отбор - имеет двойную цель: подобрать обучающихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп.
Квалификационные характеристики, или критерии отбора:
1) превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту;
2) превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам;
3) для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимают совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.
Модель - «диагностика развития». Выделяют 6 основных этапов диагностического процесса:
1) предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;
2) этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);
3) типологическая диагностика (определение того или иного типа развития;
4) выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);
5) прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);
6) этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка.