Статья «Моя воспитательная система»
Еще А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговаривайте или поучаете его. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет»
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами.
Читая труды корифеев воспитания: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других, методом проб и ошибок я создала свою систему воспитания.
Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создания благоприятных для этого условий.
Я считаю, что воспитание не только педагогический фактор, т. е. учителя, уроки, учебники, классные часы, внеклассные мероприятия, но и фактор социальный, т. е. включенность в окружающую среду; отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями; психологический климат в коллективе.
Чтобы процесс развития личности проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера.
Воспитание успешно, если оно системно.
Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за прошедший год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи.
Для себя, я определила свою главную цель - воспитание успешного человека 21 века.
Качество успешного человека
Уверенность- знание своих и чужих прав.
Убедительность – уметь отстаивать свои интересы.
Уважительность – приятно быть важным, но важнее быть приятным.
Уравновешенность – сохранять самообладание в любой ситуации.
Улыбчивость - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка- это и одобрение, и подбадривание.
Моя воспитательная система «Хочу быть успешным»! состоит из следующих направлений:
«Я и мое здоровье», «Я и мое творчество», «Я и моя семья», «Я и мои знания», «Я - гражданин».
Невозможно воспитать успешного человека без формирования и развития здорового образа жизни.
Для реализации направления «Я и мое здоровье» мною проводятся спортивно- игровые мероприятия, семейные конкурсы, тематические классные часы по пожарной и дорожной безопасности, тематические Дни здоровья, КВН «За здоровый образ жизни», «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД», а также Физкультурный праздник.
В рамках санитарно – гигиенического воспитания проводятся беседы по охране жизни и здоровья детей, например: « Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим», игры - путешествия «Откуда берутся грязнули», «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь».
Развитее интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся осуществляется через направление - «Я и мои знания».
Я как учитель, воспитатель занимаюсь развитием способностей каждого ребенка, готовлю их к участию в предметных олимпиадах, в интеллектуальных марафонах, конкурсах различного уровня, в предметных неделях.
Следующее направление «Я - гражданин» направлено на воспитание гражданина и патриота. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач моей работы. Ведь детство – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
С этой целью проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие детей в различных конкурсах, мероприятиях, посвященных знаменательным датам, уч-ся посещают музейный комплекс гимназии, где знакомятся с историей родного края, с героями В. О. войны.
Я уделяю большое внимание формированию духовно – нравственных качеств личности школьника, воспитанию честности, правдивости, отзывчивости, милосердия. Использование воспитательных возможностей народных традиций, фольклора (русского и других народов) способствует приобщению детей к ценностям национальных культур.
Особую роль в воспитании патриотизма имеют уроки мужества, классные часы, где изучается государственная символика (гимн, герб, флаг), Конституция государства.
«Я и мое творчество»- возможность раскрытия ребенка как разносторонней личности, найти себе занятие по душе.
Творчество неотделимо от коллектива. Коллектив становится для ребенка той средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность.
Считаю, что важно учесть при составлении плана мероприятий тот факт, чтобы работа класса, особенно праздники, открытые классные часы, не замыкались в рамках одного класса, важно показать на параллели, это сплачивает ребят, позволяет повышать качество проводимых мероприятий.
Каждому в зависимости от интересов, находится дело по душе.
Увлекая весь классный коллектив в творческую работу, я стараюсь не отделять участием в мероприятиях детей более слабых и в учебе и в плане творческих способностей. Замкнутые дети на глазах превращаются в общительных. Все стараются не подвести коллектив. Учатся читать стихи, петь, танцевать.
Погружение в творчество, получение положительных эмоций, поддержка педагогами и одноклассниками, все это способствует положительной атмосфере в коллективе.
Также уч-ся принимают участие в исследовательской деятельности, создают индивидуальные и групповые проекты. В результате такой работы у детей складывается культура межличностных отношений.
Межличностные отношения в классном коллективе - это показатель успешности воспитания.
«Я и моя семья» -привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию обучающихся.
Как классный руководитель я привлекаю родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне ее, постоянно информирую об успехах детей, продвижении в развитии ребенка, организую педагогическое просвещение родителей.
Для меня как классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности.
Родители активно помогают во всех школьных делах. Родительский комитет решает важные вопросы помощи школе в ремонте, проведении совместных праздников, в творческих конкурсах, в приобретении учебных пособий.
Я стараюсь вместе с родителями проводить внеклассные мероприятия, направленные на приобщения уч-ся к изучению национальной культуры, традиций и обычай народа.
В целях повышения психолого-педагогических знаний родителей я в своей работе использую такие формы работы:
- родительские лектории;
- конференции;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- консультации психологов, социального педагога;
- семинары и практикумы.
Одной из форм индивидуальной работы педагога с родителями является посещение семьи. Учителя, планируя посещение семьи, уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ребенка, решение конкретного вопроса.
Родители, учащиеся и педагоги проводят неформальные встречи на концертах, праздниках. Учителями проводятся индивидуальные консультации родителей.
Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут самостоятельные, самодеятельные личности, успешные люди.
Список использованной литературы
1. Мастерство воспитателя/ Путь к мастерству. Сост. Чубаров Л., Ведина Т./ А. С. Макаренко - М., 1982.
2.Сухамлинский В. А. О воспитании. М., 1988.
3.Мир детства: Младший школьник/Под ред. А. Г. Хрипковой М., 1981.
4. Варюхина С. И.Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.