kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Игровые методы и приемы обучения учащихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются дидактические игры для использования на различных уроках с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игровые методы и приемы обучения учащихся с ОВЗ"»

Игровые методы и приемы обучения учащихся с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Задачей школы является принять детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создать им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей. Самая главная задача в воспитании детей с ОВЗ – это подготовить их к самостоятельной жизни.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтому надо задумываться над тем, как изменить подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.

В своей работе я использую игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.



Игра преследует следующие цели:

 дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;

 воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;

 развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать,сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;

 социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.



Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в. качестве ее средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.



Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.

Я в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяю следующие игровые ситуации и приемы:

- На уроках математики: «Перепутанные числа»- раздаю детям карточки с числами, задание – встаньте в порядке возрастания, убывания, четные числа, нечетные. Эту игру можно использовать на этапе актуализации знаний, или устного счета. «Самый быстрый почтальон»- 2 ученика получают конвертики, с обратной стороны которых выражения на умножение и деление, у остальных ребят карточки с ответами, это будут номера домов. Задача игрока решить правильно пример и доставить конверт по адресу. Тот кто справился быстрее – победил. Эту игру применяю для закрепления знаний табличных случаев умножения и деления. А также математическое домино, веселые считалки,, занимательные задачки, задачки-шутки (прочитать 2). Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми. Хочу предложить вам поиграть в игру «Живая математика», в которую мы играем с ребятишками, заодно и таблицу умножения повторим.

(У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ). ( 27:3, , 14:2, , Сколько лап у двух медвежат, 9:3, на березе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( нисколько на березе яблоки не растут) и т.д) Задания могут быть разнообразными.

- На уроках чтения работаем над развитием речи, наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок. Игру в которую мы играем на этапе закрепления прочитанного рассказа, сказки, стихотворения мы назвали «Три буквы – три предложения», задача – бросить кубики, чтобы выпала буква, три кубика – три буквы и составить три предложения которые бы начинались с выбранных букв, чтобы они соответствовали теме прочитанного на уроке. Можно задание усложнять, увеличить количество кубиков или , чтобы все слова начинались на определенный звук. Эта дидактическая игра развивает воображение и фантазию, образное и логическое мышление, расширяет словарь и предметные образы слов, учит описывать предметы и составлять тексты из предложений, логически связанных между собой. Игра особенно помогает тем детям, которые затрудняются в составлении текстов.

- На уроках русского языка: “Укрась слова”. К выбранному предмету - существительному подобрать как можно больше прилагательных.

«Звуковые» игры» («Кто внимательнее?» на выделение и определение звука, «Кто больше?» на составление слов с изученным звуком) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажите словечко» -

«Му и Му» - одно лишь слово

Говорит всегда ….. корова.

Он сродни речному раку,

Он готов идти в атаку,

Повторяя: «Я не слаб!»

Как зовут задиру? ….. Краб

У папаши и сынишки

Фраки, белые манишки.

Два серьезных господина -

Антарктических ….. пингвина.

Отгадай-ка, кто проворно

Ищет крошки, ищет зёрна?

Говори же, не робей,

Это – храбрый ….. воробей.

малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. Детям нравится игра «Перекличка», предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка.

На уроках русского языка в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке». На минутке чистописания я предлагаю детям самим угадать букву, которую мы будем писать (Приложение), для словарно-орфографической работы тоже не даю материал в готовом виде, увлекаю детей игровой ситуацией, можно с привлечением сказочного героя.(Приложение). Эти игровые моменты направлены на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса, развитие познавательной активности, развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, существуют проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.). С целью преодоления таких проявлений, используем игры, снимающие напряжение :

Игры-забавы

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры

При необходимости проделать несколько однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.

«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, - одного из персонажей этого произведения.

Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности. Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь и активизировать познавательную деятельность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к учебному процессу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Статья "Игровые методы и приемы обучения учащихся с ОВЗ"

Автор: Мартыненко Ирина Дмитриевна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "107225"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403186886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства