Просмотр содержимого документа
«Статья домашнее задание важная составляющая процесса обучения в школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39
имени Петра Николаевича Самусенко»
муниципального образования города Братска
СТАТЬЯ
«Домашнее задание - важная составляющая процесса обучения в школе».
Написала: Селюгина Людмила Владимировна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №39 имени П.Н.Самусенко»,г.Братска, Иркутской области
Для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания полученные на уроке перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные в школе, т.е. - выполнить домашнее задание. Рассматривая вопрос о домашнем задании, его роли и назначении следует исходить из основных принципов и этапов обучения:
Начальный этап формирования учебной деятельности (1 класс);
Этап освоения учебной деятельности (2-5классы);
Этап освоения индивидуальных форм учебной деятельности (6-9 классы).
Еще более 100 лет назад К.Д.Ушинский ставил вопрос о домашних заданиях в первый год обучения и отвечал на них отрицательно.
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте. Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса
В школе дети обучаются в рамках коллективно распределительной системы, где всегда на помощь придет учитель, а дома он остается один на один с учебным материалом., ему не к кому обратиться за квалифицированной помощью, не с кем обсудить варианты решения. Не выполняется одно задание, второе и у ребенка начинает формироваться комплекс неполноценности, возникают переживания. Чаще всего страдают добросовестные дети, у которых сформировано убеждение, что идти в школу с невыученными уроками нельзя. Именно приготовление домашних заданий приводит к негативному отношению к школе. Поэтому домашнее задание должно отвечать определенным требованиям.
В традиционной системе обучения относятся следующие требования:
Задание должно быть понятно каждому ученику.
Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
В рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее задание обязательно дифференцированное.
Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое лили творческое.
Из опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят, четвероклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя. Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка. Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями, но и тем, кто еще только пытается найти себя, как проявить.
К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов. Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы. Для повышения результативности домашней работы и уменьшения нагрузки необходимо использовать различные виды домашней учебной работы:
одна на весь класс;
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
составление домашней работы для соседа по парте.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Задания могут быть одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер. Либо задания включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Составление домашней работы для соседа по парте –относительно новый вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение или придумать сказку и т.д.
Регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.
Но к содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:
1.Домашнее задание должно быть тесно связано с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
2.Домашнее задание учащимся начальной школы дается согласно нормам СанПин
- в 1-м классе (со второго полугодия по желанию ) - до 1 часа;
- во 2-м - до 1,5 часа;
- в 3 - 4-м - до 2 часов.
Домашнее задание в начальной школе должно проверяться обязательно ежедневно.
Очень часто родители задают вопрос: как помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
Единых советов нет и быть не может, в каждом конкретном случае родители, зная особенности своего ребенка, могут использовать ту или иную тактику. Каждому родителю нужно помнить, что он является ответственным за судьбу ребенка и должен создавать условия для его развития. Главное в семье – это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность. Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
Не раздражаться и не считать потерянным время, которое проведете, сидя рядом с детьми за письменным столом. Может быть, именно эти мгновения запомнятся им на всю жизнь как что-то самое драгоценное.
Великий педагог А. С. Макаренко сказал: « Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Так давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба – это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашнего задания.
Ну а ребенок, садясь за уроки должен знать несколько правил-рекомендаций.
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Убери со стола все лишнее.
Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…
Приемы, которые помогут помочь при выполнении домашних заданий и предотвратить гнев и разочарование родителей.
1. Расписание для домашней работы.
Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.
Придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена. Очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.
2. Распределите задания по важности.
Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой. Начинать надо с трудных заданий.
3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.
Это - очень нездоровая "зависимость", потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой. Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.
Сначала проверьте те задания , которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующему заданию. Ребенок получает обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.
Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.
5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это ненормально. Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.
Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.
В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий. Эти вопросы следует обсудить с учителем.
6. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.
Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.
Дети чувствуют себя "неадекватными", когда родители доделывают за них их работу. Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства.