Статья. Воспитание. Влияние современного общества на личные качества ребенка
Статья. Воспитание. Влияние современного общества на личные качества ребенка
Ведущей задачей обучения учащихся начальной школы является их всестороннее развитие: умственное, психическое, нравственное, физическое. Существенным показателями являются речь, понимание учебной задачи, умение сформулировать вопрос, не только высказать свои мысли, но и уметь выслушать другого, уметь отстаивать свою точку зрения, положительное отношение к занятиям и процессу учения и т. д. Развитие речи - одно из главных направлений работы в начальной школе. От уровня развития речи и вместе с тем мышления во многом зависит качество всего дальнейшего обучения и воспитания школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Воспитание. Влияние современного общества на личные качества ребенка »
Воспитание младших школьников.
Сегодня у многих подростков представления о главных человеческих ценностях разрушены. Духовные ценности вытесняются материальными и соответственно среди желаний детей преобладают узко личные, «продовольственно-вещевые» по характеру.
Ценностное отношение к Родине, к родному краю выражают в своих суждениях не все дети. Вместе с тем проявление негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать в Германию, в Америку»), а представления детей по мере их взросления о «должном» приобретают критически-циничный оттенок.
От уровня сформированности гуманистического мировоззрения молодёжи зависит будущее и стабильность суверенитета государства, образованность и интернационализм его граждан ( Батталханов Е. З.)
На сегодняшний день развития нашего общества активизация человеческого фактора является одним из условий дальнейшего прогресса общества.
Ведущей задачей обучения учащихся начальной школы является их всестороннее развитие: умственное, психическое, нравственное, физическое. Существенным показателями являются речь, понимание учебной задачи, умение сформулировать вопрос, не только высказать свои мысли, но и уметь выслушать другого, уметь отстаивать свою точку зрения, положительное отношение к занятиям и процессу учения и т. д. Развитие речи - одно из главных направлений работы в начальной школе. От уровня развития речи и вместе с тем мышления во многом зависит качество всего дальнейшего обучения и воспитания школьника.
Для реализации этого необходимо на уроках русского языка, литературы, познания мира, математики выстраивать теоретическое обоснование на положениях о взаимоотношении языка, религии, национальной культуры и этического сознания. Формирование нравственных ориентаций в связи с культурным просвещением учащихся направлено на сознание у них определённых представлений, эмоциональных впечатлений о складывании нравственного идеала и развития ценностного отношения к ним, как к духовному наследию. Значение ознакомления младших школьников с истоками народного нравственного духа, проявляющегося как бережное отношение к природе, в почитании старших, уважении к людям и их вероисповеданиям, в проявлении веры в силу слова , как следствие неразделения «слова и дела» .
Наряду с постижением детьми нравственных представлений народа происходит освобождение детского сознания от мистических образов, суеверий, которых нельзя «стряхнуть», если ребёнок «не знаком с духом и бытом народа». ( В. Даль).
Средством решения поставленных задач является чтение произведений духовно-нравственных: пословиц , поэзии , прозы , которые «дышат светом и добром».
«С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий».
Развитие дисциплинированности – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Достаточно сегодня проанализировать причины правонарушений значительной части молодёжи – всюду мы увидим, что плохую услугу им оказали взрослые, баловавшие их, не формировавшие их дисциплину, не приучавшие их к труду.
В результаты человек сам себе не рад: он страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил своё обещание, не сделал намеченного в срок, не довёл до конца важное дело…
Если это качество развито недостаточно, человек достигает весьма скромных результатов в своей деятельности, даже если у его были явно незаурядные способности. Он привыкает делать то, что его увлекает, схватывает на лету.
Дисциплинированность помогает развивать привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности), привычку быть обязательным в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизованности, к напряжённой деятельности.
Сначала ребёнка приходится принуждать к тому, чтобы он неукоснительно выполнял все правила поведения в школе и дома, потом начинается следующий этап формирования дисциплинированности – этап «втягивания», когда ребёнок выполняет всё требуемое без напоминаний, но ещё возможны срывы, нежелание делать зарядку или вовремя сесть за уроки. На третьем этапе у ребёнка формируется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него сформировалась привычка самоконтроля, а значит дисциплинированность.
Благодаря дисциплине для человека совпадают «надо» , «хочу», «могу»; надо что-то сделать – он найдёт на это силы, хочется чего-то достичь – он сумеет мобилизовать себя, довести до конца намерение, не отвлекаясь на второстепенное. Научить ребёнка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достигать поставленных целей – значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.
Именно дисциплина требует сознательного выбора правильного, необходимого в данных условиях действия. Смысл дисциплинированности состоит в том, что человек испытывает потребность всегда поступать в соответствии с долгом, он не может поступить иначе. Дисциплинированный человек согласовывает свои личные стремления со стремлениями коллектива, общества, выбирает правильное поведение, наиболее полезное для общества.
Тему своей исследовательской работы я выбрала следующую:
«Формирование духовно- нравственных качеств (дисциплинированности) у младших школьников на уроках русской грамоты, математики, познания мира».
Цель: развивать основы понимания духовно-нравственного качества.
Задачи:
- познакомить с духовно – нравственными качествами,
- научить уважительно относиться к учащимся в классе и окружающим их людям.
- привлечь внимание взрослых к проблемам воспитания детей.
Для отслеживания результатов мною были разработаны следующие критерии:
1 – уровень формирования нравственных представлений о дисциплинированности.
2 – уровень нравственных привычек поведения и деятельности учащихся.
3 – осознание нравственной стороны взаимоотношений в деятельности.
Для первого критерия следующие показатели: полнота ответа, осознанность.
1. Полнота ответа – достаточный объём для характеристики понятия;
2. Осознанность – умение объяснить, воспроизвести, привести собственный пример.
Уровни:
Высокий (правильный ответ) – школьник сумел воспроизвести понятие, дал полное исчерпывающее объяснение и привёл собственный пример.
Средний (частично неправильный ответ) – школьник сумел воспроизвести и объяснить понятие, но в ответе допустил 3-4 незначительных или 1-2 значительные ошибки, смог привести правильно собственный пример.
Низкий (неправильный ответ) – школьник допустил грубые ошибки при определении понятия или не сумел правильно воспроизвести, объяснить его и привести собственный пример.
С целью определения уровней сформированности нравственных представлений у младших школьников была составлена анкета, в которой предлагалось ответить на вопросы.
По второму критерию определён следующий показатель:
1. Решение нравственных проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации предлагались детям на уроках русской грамоты, математики, познания мира.
Третий критерий – осознание нравственной стороны взаимоотношений в предметной деятельности.
Уровни:
Высокий – чёткое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственных взаимоотношений и устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества;
Средний – знание нравственных норм, составляющих структуру нравственных взаимоотношений, но эти нормы не стали мотивами поведения личности;
Низкий – неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственных взаимоотношений.
Результаты третьего критерия были получены путём наблюдения за детьми в различной деятельности.