Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок
Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок
Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок »
Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок
Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением. Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить. Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души. Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка. Формируется умение через устную и письменную речь, индивидуальную и монологическую. Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникшей еще в первобытные времена. Загадка – краткое, ритмически организованное и нередко рифмованное изречение, но, в отличие от пословицы, заключающее в себе не поучение, а иносказание, Описание явления или предмета через образы, имеющие с ним иногда лишь отдаленное, иногда более или менее близкое сходство. Загадки требуют разгадки. Загадки многочисленны и разнообразны по тематике. Ф. И. Буслаев отметил большую роль загадок в обучении и воспитании: «При помощи загадок учили мудрости, при их помощи и испытывали человеческую мудрость». Загадки требуют от отгадывающего народного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – описания – нередко все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а необычном – обычное, в быте – поэзию. Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. На спецкурсе дети познакомились с построением загадки: 1. В загадках всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих, даже похожих. Маленький, беленький, По песочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык. 2. В загадках часто используется особый художественный прием, когда сравнивают два похожих предмета. Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. 3. Почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифму. 4. Загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета. Кто на себе свой дом возит?( улитка) Составление загадок провожу в коллективной работе класса, с максимальным привлечением детей. Использовала аналогии с образцами, привлекая алгоритм действий. На что похоже? Чем отличается? Последовательность работы. 1. Выбрать объект; 2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» 3. Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?» 4. Вставить слова – связки «как…», «…но не…». 5. Прочитать готовую загадку. расческа На что похоже? Чем отличается? Как забор но не перелезть Как пила но не пилит Как трава но не растет Загадка – это художественная литература. Основной художественный прием – это сравнение. Поэтому работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Белые звездочки с неба летят И на лапах елок ярко блестят. (Женя К.) Белый цветочек с неба упал, Лег на ладошку и тут же пропал. (Лена Я.) Белые горошинки громко звенят На ветру в траве мягко дрожат. (Неля Л.) Очень много загадок даю на уроках. Это и математика, и чтение, и русский язык и т. д. Загадки даю группами на разные темы, по 3 -4 загадки сразу. Это делаю для того, чтобы избежать подсказки, которую ребенок получает из только что прочитанного произведения. Часто даю задание выбрать загадки на ту или иную тему – о сезонах, о животных. Эта работа требует не только отгадки, но и группировки загадок. Загадка учит ребят находить сходство предметов, сближать далекие предметы по сходным признакам. Загадка оставляет в сознании ребенка образ предмета, поэтому к работе с загадкой обращаюсь на уроках постоянно. Урок оживляется. Развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, пробуждает к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают. Интересное занятие предлагает Доронцова В. Л. "Загадаю я загадку" .
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}