kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка..

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок »

Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка. Формируется умение через устную и письменную речь, индивидуальную и монологическую.
Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникшей еще в первобытные времена.
Загадка – краткое, ритмически организованное и нередко рифмованное изречение, но, в отличие от пословицы, заключающее в себе не поучение, а иносказание, Описание явления или предмета через образы, имеющие с ним иногда лишь отдаленное, иногда более или менее близкое сходство. Загадки требуют разгадки. Загадки многочисленны и разнообразны по тематике. Ф. И. Буслаев отметил большую роль загадок в обучении и воспитании: «При помощи загадок учили мудрости, при их помощи и испытывали человеческую мудрость».
Загадки требуют от отгадывающего народного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – описания – нередко все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а необычном – обычное, в быте – поэзию.
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.
На спецкурсе дети познакомились с построением загадки:
1. В загадках всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих, даже похожих.
Маленький, беленький,
По песочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
2. В загадках часто используется особый художественный прием, когда сравнивают два похожих предмета.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
3. Почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифму.
4. Загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета.
Кто на себе свой дом возит?( улитка)
Составление загадок провожу в коллективной работе класса, с максимальным привлечением детей. Использовала аналогии с образцами, привлекая алгоритм действий.
На что похоже? Чем отличается?
Последовательность работы.
1. Выбрать объект;
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?»
3. Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»
4. Вставить слова – связки «как…», «…но не…».
5. Прочитать готовую загадку.
расческа
На что похоже? Чем отличается?
Как забор но не перелезть
Как пила но не пилит
Как трава но не растет
Загадка – это художественная литература. Основной художественный прием – это сравнение. Поэтому работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления.
Белые звездочки с неба летят
И на лапах елок ярко блестят. (Женя К.)
Белый цветочек с неба упал,
Лег на ладошку и тут же пропал. (Лена Я.)
Белые горошинки громко звенят
На ветру в траве мягко дрожат. (Неля Л.)
Очень много загадок даю на уроках. Это и математика, и чтение, и русский язык и т. д. Загадки даю группами на разные темы, по 3 -4 загадки сразу. Это делаю для того, чтобы избежать подсказки, которую ребенок получает из только что прочитанного произведения. Часто даю задание выбрать загадки на ту или иную тему – о сезонах, о животных. Эта работа требует не только отгадки, но и группировки загадок. Загадка учит ребят находить сходство предметов, сближать далекие предметы по сходным признакам. Загадка оставляет в сознании ребенка образ предмета, поэтому к
работе с загадкой обращаюсь на уроках постоянно. Урок оживляется. Развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, пробуждает к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Интересное занятие предлагает Доронцова В. Л. "Загадаю я загадку" .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Статья  "Формирование социально адаптированной личности через организацию  коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната" "
    ["seo_title"] => string(180) "stat-ia-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-chieriez-orghanizatsiiu-kolliektivnykh-diel-s-primienieniiem-ighrotierapii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "158400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742548"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_nied"
    ["file_id"] => string(6) "359149"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217662"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_1"
    ["file_id"] => string(6) "359150"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217665"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_2"
    ["file_id"] => string(6) "359151"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217668"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства