kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка..

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок »

Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя. Ибо слово, речь связаны мышлением.
Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.
Использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки – древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла. В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств.
Умение создавать речевые жанры – считаю также важнейшим умением, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка. Формируется умение через устную и письменную речь, индивидуальную и монологическую.
Загадка – один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникшей еще в первобытные времена.
Загадка – краткое, ритмически организованное и нередко рифмованное изречение, но, в отличие от пословицы, заключающее в себе не поучение, а иносказание, Описание явления или предмета через образы, имеющие с ним иногда лишь отдаленное, иногда более или менее близкое сходство. Загадки требуют разгадки. Загадки многочисленны и разнообразны по тематике. Ф. И. Буслаев отметил большую роль загадок в обучении и воспитании: «При помощи загадок учили мудрости, при их помощи и испытывали человеческую мудрость».
Загадки требуют от отгадывающего народного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – описания – нередко все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а необычном – обычное, в быте – поэзию.
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.
На спецкурсе дети познакомились с построением загадки:
1. В загадках всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих, даже похожих.
Маленький, беленький,
По песочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
2. В загадках часто используется особый художественный прием, когда сравнивают два похожих предмета.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
3. Почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифму.
4. Загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета.
Кто на себе свой дом возит?( улитка)
Составление загадок провожу в коллективной работе класса, с максимальным привлечением детей. Использовала аналогии с образцами, привлекая алгоритм действий.
На что похоже? Чем отличается?
Последовательность работы.
1. Выбрать объект;
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?»
3. Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»
4. Вставить слова – связки «как…», «…но не…».
5. Прочитать готовую загадку.
расческа
На что похоже? Чем отличается?
Как забор но не перелезть
Как пила но не пилит
Как трава но не растет
Загадка – это художественная литература. Основной художественный прием – это сравнение. Поэтому работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления.
Белые звездочки с неба летят
И на лапах елок ярко блестят. (Женя К.)
Белый цветочек с неба упал,
Лег на ладошку и тут же пропал. (Лена Я.)
Белые горошинки громко звенят
На ветру в траве мягко дрожат. (Неля Л.)
Очень много загадок даю на уроках. Это и математика, и чтение, и русский язык и т. д. Загадки даю группами на разные темы, по 3 -4 загадки сразу. Это делаю для того, чтобы избежать подсказки, которую ребенок получает из только что прочитанного произведения. Часто даю задание выбрать загадки на ту или иную тему – о сезонах, о животных. Эта работа требует не только отгадки, но и группировки загадок. Загадка учит ребят находить сходство предметов, сближать далекие предметы по сходным признакам. Загадка оставляет в сознании ребенка образ предмета, поэтому к
работе с загадкой обращаюсь на уроках постоянно. Урок оживляется. Развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, пробуждает к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Интересное занятие предлагает Доронцова В. Л. "Загадаю я загадку" .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Статья "Работа по развитию речевой деятельности на основе загадок

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Статья  "Формирование социально адаптированной личности через организацию  коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната" "
    ["seo_title"] => string(180) "stat-ia-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-chieriez-orghanizatsiiu-kolliektivnykh-diel-s-primienieniiem-ighrotierapii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "158400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742548"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_nied"
    ["file_id"] => string(6) "359149"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217662"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_1"
    ["file_id"] => string(6) "359150"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217665"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_2"
    ["file_id"] => string(6) "359151"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217668"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства