kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шакалей Татьяна Рафиковна

Воспитатель ГККП я\сада №22 «Колобок»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья «Использование дидактических игр

в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

                               Сделать серьезное занятие для  ребенка занимательным - 

                        вот задача первоначального обучения.

                                                                                           К. Д. Ушинский

     Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке детей к обучению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с общим недоразвитием речи.

     Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден, качественно неполноценен.

    ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонематический строй.

    Таким образом, экспрессивная речь детей может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений.

    Целью занятий с этими детьми является коррекция имеющихся у них речевых недостатков и подготовка к обучению в школе.

     В связи с этим  особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

     Поэтому главной задачей, которую я ставлю перед собой, – это организация  целенаправленного  обучения и подбор  игр для конкретного обучения детей с  недостатками психоречевого развития, так как дидактические игры имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.

     Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

      Лексические темы занятий  я планирую так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети старшей группы обнаруживают заметное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

      А это даёт возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объём активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.

      Одновременно с развитием мышления у ребёнка совершенствуется способность связно выражать свои мысли.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет мне дидактическая игра. В своей работе я использую  следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

- Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обучают преодолению трудностей.

- Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

- Игры - предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

- Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

- Игры - беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.    Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.

   Считаю, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно.

    Для реализации задач развития детей средствами дидактических игр я  организовала игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только на ОУД, но и в свободной деятельности.  

    Развивая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка через художественное творчество, театрализованную деятельность, в уголке работы с книгой, в  сюжетно-ролевых играх, дидактических играх,  в играх на развитие мелкой моторики.

     Также мною подобраны подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением.

     В развивающей среде я активно использую мнемотехнические приемы для обозначения предметов, действий, последовательностей.

    Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

     В своей работе над темой творческого поиска я использую следующие методы: игровые, словесные, практические, нагдядные.

    Игровые методы способствовали  поднятию интереса к содержанию обучения, обеспечивали связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

   Посредством словесных методов активизировалась познавательная деятельность детей.

   Через практические методы дети усваивали новые знания, овладевали умениями и навыками.

   Наглядные методы побуждали детей знакомиться  с предметом или явлением, замечать изменения в окружающей обстановке.

   Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного развития детей. Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в  получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

  Таким образом, использование в учебном процессе  дидактических игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.

    Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

    Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»»

Шакалей Татьяна Рафиковна

Воспитатель ГККП я\сада №22 «Колобок»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск


Статья «Использование дидактических игр

в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным -

вот задача первоначального обучения.

К. Д. Ушинский

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке детей к обучению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с общим недоразвитием речи.

Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден, качественно неполноценен.

ОНР представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонематический строй.

Таким образом, экспрессивная речь детей может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений.

Целью занятий с этими детьми является коррекция имеющихся у них речевых недостатков и подготовка к обучению в школе.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Поэтому главной задачей, которую я ставлю перед собой, – это организация целенаправленного обучения и подбор игр для конкретного обучения детей с недостатками психоречевого развития, так как дидактические игры имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

Лексические темы занятий я планирую так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети старшей группы обнаруживают заметное отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

А это даёт возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объём активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение совокупности лексического и грамматического материала.

Одновременно с развитием мышления у ребёнка совершенствуется способность связно выражать свои мысли.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет мне дидактическая игра. В своей работе я использую следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

- Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обучают преодолению трудностей.

- Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

- Игры - предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

- Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

- Игры - беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.

Считаю, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно.

Для реализации задач развития детей средствами дидактических игр я организовала игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только на ОУД, но и в свободной деятельности.

Развивая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка через художественное творчество, театрализованную деятельность, в уголке работы с книгой, в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, в играх на развитие мелкой моторики.

Также мною подобраны подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением.

В развивающей среде я активно использую мнемотехнические приемы для обозначения предметов, действий, последовательностей.

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

В своей работе над темой творческого поиска я использую следующие методы: игровые, словесные, практические, нагдядные.

Игровые методы способствовали поднятию интереса к содержанию обучения, обеспечивали связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

Посредством словесных методов активизировалась познавательная деятельность детей.

Через практические методы дети усваивали новые знания, овладевали умениями и навыками.

Наглядные методы побуждали детей знакомиться с предметом или явлением, замечать изменения в окружающей обстановке.

Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного развития детей. Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Таким образом, использование в учебном процессе дидактических игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Автор: Шакалей Татьяна Рафиковна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_nied"
    ["file_id"] => string(6) "359149"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217662"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ispol_zovaniie_didaktichieskikh_ighr_v_rabotie_s_diet_mi_s_obshchim_ni_2"
    ["file_id"] => string(6) "359151"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479217668"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства