Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока".
Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока".
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока". »
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока.
Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Забота о подрастающем поколении, охране и укреплении его здоровья, физическом и творческом развитии, здоровом питании – является сегодня одним из самых важных направлений государственной политики. «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, - подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своём Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г., - в каких руках будет находиться судьба России. Двадцать шесть миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас». Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Искривление позвоночника, желудочно-кишечные заболевания – вот, что «получают» дети вместе с образованием. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом, перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологийобучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Используя в своей работе эти технологии, учитель ставит следующие задачи:
обеспечить ученику возможность сохранения здоровья
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни; укреплять здоровье детей во время учебного процесса.
Эта задача самая трудновыполнимая. Как на образовательных уроках ещё и укреплять здоровье ученика?
Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности. Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде. Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста состоит в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылку к успешному овладению элементами учебной деятельности. При применении методики использования подвижной игры в обучении ученик должен осознать, что в игре он составляет слова - предложения при ходьбе или, бросая мяч партнеру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, - всё это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа.
Любую двигательную деятельность школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворённый радостью движения, познаёт более эффективно и без ущерба для своего здоровья. Игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение обычных форм урока не приносит результата. Игры включаются в ход уроков систематически при закреплении темы, при выполнении заданий, требующих наибольшего напряжения, вызывающих утомление.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Здесь важно конструирование и осуществление каждого урока. Не менее важно самосовершенствование и постоянный поиск новых идей, новых решений, для осуществления здоровьесберегающего обучения, где цель – здоровье обучающихся.
Нетрадиционные формы проведения уроковтакже могут быть эффективны в достижении поставленной цели: уроки – соревнования, уроки в форме КВН, уроки-экскурсии, уроки творчества.
Использование информационных технологийвносит динамику в процесс обучения и вызывает большой интерес у учащихся, но всё хорошо в меру.
Движение, активность, изобретательность на уроке, когда дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Использование элементов театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.
Здоровье во многом зависит от того, насколько умело мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Работа по здоровьесбережению на уроке должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.