kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.  

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий   обучения –    обеспечить    школьнику  возможность   сохранения    здоровья    за   период обучения    в школе,    сформировать у него необходимые   знания, умения и навыки   по   здоровому  образу  жизни, научить    использовать полученные знания в повседневной жизни.  Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока". »

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока.

Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Забота о подрастающем поколении, охране и укреплении его здоровья, физическом и творческом развитии, здоровом питании – является сегодня одним из самых важных направлений государственной политики. «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, - подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своём Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г., - в каких руках будет находиться судьба России. Двадцать шесть миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас». Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Искривление позвоночника, желудочно-кишечные заболевания – вот, что «получают» дети вместе с образованием. Поэтому одной из приоритетных задач    нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом,  перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий   обучения – обеспечить    школьнику  возможность   сохранения    здоровья    за   период обучения    в школе,    сформировать у него необходимые   знания, умения и навыки   по   здоровому  образу  жизни, научить    использовать полученные знания в повседневной жизни.  Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Используя в своей работе эти технологии, учитель ставит следующие задачи: 

обеспечить ученику возможность сохранения здоровья

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; 

научить использовать полученные знания в повседневной жизни; 
укреплять здоровье детей во время учебного процесса.

Эта задача самая трудновыполнимая. Как на образовательных уроках ещё и укреплять здоровье ученика? 

Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.
Сущность подвижной игры как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста состоит в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылку к успешному овладению элементами учебной деятельности.
При применении методики использования подвижной игры в обучении ученик должен осознать, что в игре он составляет слова - предложения при ходьбе или, бросая мяч партнеру, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи с прилетевшими или улетевшими птицами на спортивной площадке, - всё это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, чтобы научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа.

Любую двигательную деятельность школьник, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворённый радостью движения, познаёт более эффективно и без ущерба для своего здоровья.
Игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение обычных форм урока не приносит результата. Игры включаются в ход уроков систематически при закреплении темы, при выполнении заданий, требующих наибольшего напряжения, вызывающих утомление. 

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Здесь важно конструирование и осуществление каждого урока. Не менее важно самосовершенствование и постоянный поиск новых идей, новых решений, для осуществления здоровьесберегающего обучения, где цель – здоровье обучающихся.

Нетрадиционные формы проведения уроков также могут быть эффективны в достижении поставленной цели: уроки – соревнования, уроки  в форме КВН, уроки-экскурсии, уроки творчества.

Использование информационных технологий вносит динамику в процесс обучения и вызывает большой интерес у учащихся, но всё хорошо в меру.

Движение, активность, изобретательность на уроке, когда дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Использование элементов театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. 
Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. 
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. 
     «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровье во многом зависит от  того, насколько умело мы умеем пользоваться этой уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. Именно в школьном возрасте эффективно обучение здоровью. Работа по здоровьесбережению на уроке должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Организация здоровьесберегающего образовательного пространства урока".

Автор: Атанова Ольга Семеновна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Применение технологии здоровьесбережения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(84) "primienieniie-tiekhnologhii-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "241239"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196105"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы"."
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-dvighatiel-naia-aktivnost-chast-zdorov-iesbierieghaiushchiei-dieiatiel-nosti-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "287185"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454435216"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства