Статья "Домашние задания творческого характера на уроках окружающего мира"
Статья "Домашние задания творческого характера на уроках окружающего мира"
Формирование творческих способностей у обучающихся начальной школы является одним из важнейших факторов формирования личности ребёнка. Развитие творчеких способностей у обучающихся должно происходить на каждом уроке, систематически и регулярно. Большую роль в этом процессе могут сыграть домашние задния по окружающему миру. В статье рассмотрены виды домашних заданий творческого характера по окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Домашние задания творческого характера на уроках окружающего мира" »
Начальная школа – самоценный новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в школе, расширяются взаимосвязи с окружающим миром, меняется статус, увеличивается потребность в самовыражении. Современная школа должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития. Cистема домашних заданий, предусмотренная в практике работы отечественной школы, в опеределённой мере призвана обеспечить это каждому школьнику.
«Домашние задания – форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнее задание – обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию» (См. Педагогический энциклопедический словарь).
В документах об образовании, программах можно много найти методов, приёмов, заданий для работы в классе, а вопрос о домашних заданиях остаётся на усмотрение учителя. В САНПИНах читаем, что домашних заданий в 1 классе нет. C этим положением полностью совпадает мнение авторов системы «Начальная школа 21 века». Вот как они объясняют, почему домашние задания в их привычном варианте не должны иметь место в первом классе: «Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития, мотивации. В результате у одной группы детей, которые хорошо успевают в классе, происходит снижение познавательного интереса: им не интересно делать то, что хорошо освоил. Другая группа учащихся затрачивает на его выполнение большое количество времени, что приводит к перегрузке, ухудшению их состояния здоровья. Родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, не знают, как правильно это сделать. В результате, они сами пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым лишая ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Такая помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика»
С этим мнением нельзя не согласиться, но практика, к сожалению, диктует свои условия: первоклассники, как это ни странно, не мыслят свою учебную деятельность без домашних заданий, так как считают их обязательным атрибутом своей новой социальной роли – позиции школьника. Да и некоторые излишне активные родители, обеспокоенные возможными неуспехами своих детей, сами придумывают домашние задания, ориентируясь при этом на свой прежний опыт. Как же решить эту проблему?
Решение проблемы с домашними заданиями у первоклассников станет возможным при ряде условий:
1. Условие добровольности, необязательности его выполнения для всех первоклассников.
2. Содержание домашних заданий не должно предполагать письменных работ.
3. Для родителей всех первоклассников еженедельно (в первой четверти), ежемесячно (во второй четверти), раз в полугодие (в третьей четверти) учитель проводит консультации, где рассматриваются цели, задачи и способы выполнения тех или иных домашних заданий.
4. Задания носят характер практических работ дошкольно-школьного плана: понаблюдать, послушать, отыскать книгу, смастерить или нарисовать, поиграть в игру, рассказать о чём-либо своим родителям, придумать и т.п.
Только при соблюдении этих условий, на наш взгляд, можно добиться того, что домашние задания не будут противоречить требованиям САНПИНов и вместе с тем выполнят свою развивающую и обучающую функцию. В ФГОС НОО, ориентированном на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, сформулированы 7 целевых установок, названных «портретом выпускника начальной школы»:
Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности своей семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все эти характеристики в полной мере могут стать и целевыми установками не только учителей, но и родителей, при грамотном участии которых достижение этих целей станет возможным. Если говорить о младших школьниках, то в качестве обязательного домашнего задания для них будет слушание чтения родителей. Ежедневно в арсенале каждого первоклассника должна быть одна прочитанная книга. Что читать и как это правильно делать, – тема и предмет консультации, которую проводит учитель. Важно подчеркнуть, что именно родители должны это делать, в то время как дети должны научиться слушать, понимать, эмоционально воспринимать содержание читаемой книги. Задача родителей – сделать так, чтобы детям захотелось читать.
Чтобы с первых дней обучения в школе наши дети овладевали умениями учиться, необходимы новые, необычные задания для первоклассников. «Отыщи, поиграй с родителями в эту игру, придумай, расспроси, выучи правила игры, сходите с кем-либо из взрослых на экскурсию» и т.д., – такие домашние задания действительно нельзя выполнить без помощи родителей. Выполняя их, мы воспитываем привычку к переменам, к нововведениям, учим применять полученные в классе знания и умения в новой ситуации, учим добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её.
Только так станет возможным формирование «действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик научится задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него».
Каким бы ни было домашнее задание, главное – это методика и способы его проверки и оценивания. Для первоклассников и их родителей это особенно важно, поскольку многие из них с самого начала обучения ориентированы на получение отметок. В этом ещё одна проблема домашних заданий в первом классе.
Решать эту проблему надо начинать именно с родителей. Учитель должен проинформировать всех родителей о главных задачах первого класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, что такое позиция школьника и каково истинное назначение домашних заданий. Обязательно следует вместе с родителями коснуться вопроса о том, почему отметки в первом классе, какую бы форму они ни принимали, – звёздочки, фонарики, треугольники или кружочки, – являются помехой успешной самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем.
Цель оценивания – поддержать любознательность и активность ребёнка, формировать заинтересованность процессом познания. Решить эту задачу в полной мере поможет портфолио ученика, куда заносится всё, что касается оценки деятельности школьника в школе и дома. Только необычные, непривычные для родителей домашние задания дадут возможность объединить усилия семьи и школы в плане развития каждого ребёнка.
В качестве оценки следует использовать новые формы. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками, смог сам организовать игру. За это он получает благодарственное письмо учителя, которое может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной
Задача учителя первого класса состоит в том, чтобы продумать систему необычных развивающих домашних заданий, а также и систему их оценивания, полностью исключив отметки. Покажем это на конкретных примерах из практики работы в первом классе.