Просмотр содержимого документа
«Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся" »
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны: - перегрузка однообразным учебным материалом
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса; -ограниченные возможности для творческого самоуправления. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.
Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости; - раскрывает способности детей, их индивидуальность; - усиливает непроизвольное запоминание. Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Таким образом, игра-форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять
арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Например: « ЛЕСЕНКА», «МОЛЧАНКА», «ДЕСАНТНИКИ», «ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ», « ПОЕЗД» и многие другие. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности
Проблемно-диалогическая технология
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишутся несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3.
Предлагается объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ.
Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового. Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, они поощряются, но отмечается, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту надо учителю быстро решить пример на доске столбиком, не задерживая внимания детей на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать
внимательно. После АХ! Надо спросить: ПРОСТО? Не надо объяснять прием решения, так как должного внимания не будет. Решение стирается и предлагается ученикам сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, веря в быстрый успех, но через короткое время одни глаза смотрят вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время
для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять дается самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения создаёт обстановку увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Личностно-ориентированные технологии
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находится в классе ученики, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.
Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые вырабатывают и утверждают сами: - полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; - терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку"). Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Информационно-коммуникативные технологии.
Сейчас в нашем быстро меняющемся мире, мире переполненном информацией научить ребенка работать с информацией особенно важно Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: "Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ: проведение фронтальной работы, устный счёт, иллюстрация рассказа учителя на этапе объяснения нового материала..
При размещении в классе мультимедийного проектора и интерактивной доски появилась возможность решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети руководством учителя сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа. Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему, решают задачи на движение.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Электронные приложения к учебнику помогают успешно активизировать познавательную деятельность на уроке. Интерес к урокам математик вырос.
Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу. Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.