Просмотр содержимого документа
«« Способы коррекции школьной дезадаптации »»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
« ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Плохотниковой Елизаветы Алексеевны
Картотека:
« Способы коррекции школьной дезадаптации »
Преподаватель : Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.Игра « Давай-ка познакомимся» 4
2.Игра «Имя и фрукт» 4
3. Игра «Откроем сердце другу» 5
4. Упражнение «Рисуем настроение» 5
5. Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» 6
6. Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник». 7
7. Упражнение «Для чего ходят в школу» 8
8. Упражнение «Что важно для меня?» 9
9. Упражнение «Свеча» 10
10. Упражнение «Остров первоклассников» 11
11.Упражнение «Эстафета хороших известий» 12
12 .Упражнение «Карусели» 13
13.Упражнение «Атомы и молекулы» 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данной брошюре представлены игры и упражнения для детей, имеющие нарушение приспособления к условиям обучения в школе , а также расстройства общей способности к психической адаптации в связи с каким-либо психологическим фактором.
Школьная дезадаптация- многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Выполнение заданий, предложенных в методическом пособии, позволит быстрее и легче адаптироваться ученику к школьной среде.
1.Игра « Давай-ка познакомимся»
Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.
2.Игра «Имя и фрукт»
Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.
Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят
3. Игра «Откроем сердце другу»
Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
4. Упражнение «Рисуем настроение»
Цель: отражение эмоционального состояния учащихся на конец занятия.
Учитель раздает детям наборы цветных карандашей или фломастеров, альбомные листы. Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки.
5. Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»
Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия.
Учитель: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается.
6. Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».
Цель: осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник».
Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я — школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (около 20-25 минут). В процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы — школьники!»
Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы, учиться, чтобы узнать много нового и т.д
7. Упражнение «Для чего ходят в школу»
Цель: осознание детьми для чего нужна школа.
Учитель: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит, и размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните и ладоши. Если неправильно топаете ногой
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
Учитель: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу
8. Упражнение «Что важно для меня?»
Цель: игра развивает взаимодействие между членами группы, дает возможность каждому ребенку представить себя другим детям, сплачивает группу.
Учитель: представьте себе, что вы надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим минут пять, и назовите эти три вещи. После проведения данного упражнения необходимо обсуждение. Было ли трудно выбрать вещи? Есть ли совпадения выбранных вещей среди первоклассников?
9. Упражнение «Свеча»
Цель: приветствие, сплочение коллектива.
Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу. Учитель зажигает свечу. Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу, справа со словами “Я рада тебя видеть!”
10. Упражнение «Остров первоклассников»
Цель: создание позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Учитель: закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох. Представьте себе солнечный осенний день. Вы плывете на красивом паруснике. Волны покачивают его из стороны в сторону. И вот на горизонте видите остров. Вы подплываете к нему, и обнаруживаете, что этот острот очень большой, на нем много травы, деревьев, но он необитаем. Сейчас мы с вами будем создавать из этого острова красивый остров первоклассников. Представьте, какой он должен быть. Представили? Откройте глаза и посмотрите на остров, который нарисован на доске. Похож этот остров на тот который вы себе представили. (Нет) Ну тогда давайте вместе создадим из этого невзрачного необитаемого острова, свой красивый обитаемый остров первоклассников.
11.Упражнение «Эстафета хороших известий»
Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в классе.
Учитель: я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик или мягкая игрушка находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.
12 .Упражнение «Карусели»
Цель :создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста.
Дети встают в круг. Психолог говорит: “Сейчас мы с вами будем кататься на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно, чтобы карусель не сломалась”.
Еле – еле – еле – еле.
Завертелись карусели. (Карусель медленно движется в правую сторону)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали… (Темп речи и движений постепенно ускоряется, направление движения меняется).
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те… (Темп движений постепенно замедляется, на слова “раз – два” все дети останавливаются и кланяются друг другу).
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
13.Упражнение «Атомы и молекулы»
Цель : снятие напряжения, сплочение группы. Также, с помощью этого упражнения можно пронаблюдать отношения между детьми (часто определяется “изгой”, т.е. ребенок, которого отталкивают).
Дети свободно передвигаются по классу. Через некоторое время психолог говорит: “Каждый из вас атом, но вам скучно бродить по одному, поэтому атомы решили объединиться по 2, затем по3 и т.д.” (в зависимости от количества участников).