Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Способы коррекции школьной дезадаптации младших школьников"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
_____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок: «Азбука нравственности»
Направление: духовно – нравственного
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Составила:
СтуденткаШ-32 группы
Дьяченко Алёна Анатольевна
Ейск, 2021
Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы
Цель программы:воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Принципы обучения
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
• беседы;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
• творческие конкурсы;
• соревнования;
• праздники;
• викторины;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Условия реализации программы
обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
подбор и подготовка диагностического инструментария;
наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
заключение необходимых договоров между педагогом (школой) и другими участниками в реализации программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Теоретических
Практических
Раздел №1 Культура общения
9
1.
Этикет (повторение)
1
+
2.
Устное и письменное приглашение на день рождения
1
+
3.
Устное и письменное приглашение на день рождения
1
+
4.
Встреча и развлечение гостей
1
+
5.
Встреча и развлечение гостей
1
+
6.
Поведение в гостях
1
+
7.
Поведение в гостях
1
+
8.
Как дарить подарки
1
+
9.
Как дарить подарки
1
+
Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности
4
10.
Заповеди
1
+
11.
Заповеди
1
+
12.
Дал слово держи
1
13.
Дал слово держи
1
+
Раздел №3 Дружеские отношения
11
14.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
1
+
15.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»
1
+
16.
Преданный друг
1
+
17.
О доброте и бессердечии
1
+
18.
О доброте и бессердечии
1
+
19.
Об уважительном отношении к старшим
1
+
20.
О зависти и скромности
1
+
21.
О зависти и скромности
1
+
22.
О доброте и жестокосердии
1
+
23.
В мире мудрых мыслей
1
+
24.
В мире мудрых мыслей
1
+
Раздел №4 Понять другого
10
25.
Золотые правила
+
26.
Золотые правила
+
27.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
+
28.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам
+
29.
О тактичном и бестактном поведении
+
30.
О тактичном и бестактном поведении
+
31.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится
+
32.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится
1
+
33.
В мире мудрых мыслей
1
+
34
Обзор курса этики за год
1
+
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й класс (34 часа)
Раздел 1:Культура общения (9 часов)
1.1. Этикет (повторение).
1.2. Устное и письменное приглашение на день рождения.
1.3. Встреча и развлечение гостей.
1.4. Поведение в гостях.
1.5. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
4.2. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
4.3. О тактичном и бестактном поведении.
4.4. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
4.5. В мире мудрых мыслей.
4.6. Обзор курса этики за год
Методическое обеспечение
1. Мебель;
2. Интерактивная доска;
3. Компьютер;
4. Звуковые колонки;
5. Цветные карандаши;
6. Магниты для крепления бумаги.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2018.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2016. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2014-2017.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2018. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2019. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2018. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2018. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2019. -41 с.