Просмотр содержимого документа
«Брошюра на тему: «Способы коррекции школьной дезадаптации »»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Брошюра на тему: «Способы коррекции школьной дезадаптации »
Выполнила:
студентка Ш-32 гр.
Масюк Ксения
Ейск,2021 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….…3
Способы коррекции школьной дезадаптации с 4-ех позиций....…4
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой………………………………………………….…….5
Тест П. Торренса на творческое мышление…………………….…6
Игра«Первоклассник»……………………………………………....7
Упражнение « Кот и лодыри»…………………………………...…8
Игра «Скажи Мишке добрые слова»………………………………9
Заключение…………………………………………….……..........10
Список литературы……………………………………..………....11
Список литературы :
Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.
Подласый, И. П. Педагогика : учебник для СПО / И. П. Издательство Юрайт, 2018 — 576 с. — (Серия : Профессиональное образование).
ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998 - 640 с.
https://multiurok.ru
https://portalpedagoga.ru
Тест П. Торренса на творческое мышление
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Пояснительная записка
Дезадаптация школьника – это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.
Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы:
патогенная дезадаптация (нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также различные фобии);
психосоциальная дезадаптация (половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка);
социальная дезадаптация связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок.
Данная брошюра предназначена для учителей, педагогов среднего СПО и детей младшего школьного возраста.
Способы коррекции школьной дезадаптации с 4-ех позиций:
1) Школьная дезадаптация как нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами
В данной ситуации способом коррекции будут являться игры на сплочение и развитие психических процессов:
«Узел дружбы»(сплочение)
Ведущий предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать.
«Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим.Если дети немного затрудняются, может начать учитель.
Упражнение на развитие механической зрительной памяти
Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
2) Школьная дезадаптация как процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей соц.среди его психофизическим возможностям и потребностям.
В данной ситуации способом коррекции будут являться диагностики на определение потребностей и интересов ребенка:
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
Заключение: таким образом, исходя из всех вышеперечисленных способов коррекции школьной дезадаптации, можно предотвратить ее проявления с разных позиций
3)Школьная дезадаптация как преимущественное социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам. В данной ситуации способом коррекции будут являться игры и упражнение на мотивацию ребенка:
Игра «Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем - это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
4)Школьная дезадаптация как сложное социально-психическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он сможет быть принят. В данной ситуации способом коррекции будут являться упражнения на самореализацию и саморазвитие ребенка:
Игра «Скажи Мишке добрые слова»
Цель — способствовать повышению самооценки детей. Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.